Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Мошенники на проводе. Что делать, чтобы аферисты больше не звонили?

Оглавление
   Мошенники на проводе. Что делать, чтобы аферисты больше не звонили?
Мошенники на проводе. Что делать, чтобы аферисты больше не звонили?

В прошлом году злоумышленники обманули россиян на 13,5 миллиардов рублей, следует из данных Центробанка РФ. Объем и число мошеннических операций растет год от года: в 2021 году они увеличились на треть. При этом жертвам аферистов крайне редко удается вернуть похищенные деньги — банки компенсировали лишь 920,5 миллионов рублей (это меньше 7% от суммы хищений).

Большая часть преступлений совершается с использованием социальной инженерии — аферисты под разными предлогами убеждают граждан перевести деньги на «безопасный» счет/назвать CVC-код/дать доступ к мобильному банку/установить приложение с удаленным доступом... По сути граждане сами отдают мошенникам деньги и в таком случае банки вправе не возвращать похищенное. Так что, чтобы остаться при своем, с аферистами в идеале не общаться. Как их сразу вычислить и что отвечать, aif.ru спросил у экспертов.

Если звонят «силовики»

Если раньше мошенники поголовно представлялись сотрудниками службы безопасности банков, то последние пару лет они переоделись в следователей, полицейских, работников Центрального банка и т.п. Как оказалось, граждане куда как охотнее верят таким звонкам.

«Вам звонят с незнакомого номера и начинают задавать вопросы, и вы начинаете на них отвечать как школьник, не задумываясь о том, что это могут оказаться мошенники. Почему так происходит? Потому что вам звонят с позиции сверху, иными словами, с "позиции родителя". А вы автоматически попадаете в позицию снизу, то есть в "детскую позицию".

В таком положении трудно критически мыслить, чем и пользуются мошенники, которые часто начинают вас пугать, говоря "у вас пытаются украсть деньги", "мы вам звоним из полиции" и т.д. Здесь еще подключается страх и все, вами можно манипулировать», — поясняет психолог, гештальт-терапевт Елена Масолова.

В свою очередь адвокат Антон Газалов добавляет, что представители МВД или Следственного комитета, а также ФСБ России, Росгвардии и т.п., никогда:

  • не потребуют по телефону (или в ходе личной беседы) перевести куда-либо деньги якобы для содействия следствию;
  • не будут сообщать о необходимости защиты личных средств таким образом: «С вашего счета попытались снять деньги, ведется следствие. Но для доступа к финансам вы должны назвать пин-код или кодовое слово».

«Кроме того, сотрудники правоохранительных органов не могут предлагать человеку по телефону явиться в какое-либо место. Некоторые реальные сотрудники органов этим грешат, но собеседник имеет полное право отказать в удовлетворении этой просьбы и потребовать официальную повестку — единственный законный инструмент вызова граждан в ходе доследственной проверки или предварительного следствия», — поясняет Газалов.

Кто бы вам и с каким вопросом ни позвонил, слушайте внимательно, вникайте в сказанное и не поддавайтесь эмоциям. Любой звонок от неизвестных — это повод задавать вопросы, а не отвечать. Как только вы начинаете спрашивать, то вы начинаете контролировать разговор, и вами уже гораздо труднее будет манипулировать, подчеркивает психолог.

Если звонят из «банка»

Допустим, вам сообщили о попытке мошенников обчистить ваш счет и даже не попросили перевести деньги на некий безопасный счет или назвать конфиденциальную информацию. И вроде бы собеседник уверенно называл вас по имени-отчеству и звонил с официального телефона банка, но это не повод терять бдительность. Вполне может оказаться, что мошенники работают вдолгую и втираются в доверенность, чтобы потом поживиться вашими деньгами чуть позже.

Газалов рекомендует проверять номера, с которых вам звонили из «банка». «В арсенале мошенников имеются программы подмены номеров. Это когда вместо одного набора цифр у абонента высвечивается другой. Обычно тот, который мошенники вбили вручную, подсмотрев на официальных сайтах банков или госорганов (если была цель представиться их сотрудниками). Не вступайте в диалог с собеседником, пока не проверите реальность номера. Либо уточните у него личные данные и для проверки позвоните в ту структуру, чьим сотрудником он представился. Только затем отвечайте на вопросы», — говорит эксперт.

Когда в ход идут «железные аргументы»

По интернету гуляют самые разные базы данных — от сервисов заказов еды до кредитов в крупном банке. Ими вовсю пользуются мошенники (в том числе и для того, чтобы вычислить жертву с внушительными накоплениями) и в качестве подтверждения, что являются теми, за кого себя выдают, присылают документы. Это и скан-копии и фотографии из тех самых баз данных.

«Не реагируйте на документы со своими личными данными, пока не проверите все вышеизложенное», — советует адвокат.

Позвоните на работу «следователя»

Еще один способ вывести афериста на чистую воду — сообщить о планах позвонить ему на работу. Мошенник начнет убеждать вас не делать этого и пугать «разглашением важных сведений, за что придется отвечать перед законом». Как рассказал aif.ru Газалов, такие заявления беспочвенны и нацелены исключительно на устрашение.

Какие фразы должны насторожить?

Это любые запугивания, когда вас пытаются вывести из состояния равновесия. Сюда относятся сообщения о попытках мошенников взять на вас кредит или похитить ваши деньги.

Радостные сообщения о вашем выигрыше или услуге то же самое — цель сбить вас с толку.

«Далее, это просьбы продиктовать личные данные, такие как пин-код карты, например — такая информация нужна только мошенникам, что бы ни произошло с вашей картой это важно помнить. Вы же не будете отдавать ключи от вашей квартиры незнакомому прохожему, который вас об этом попросит», — отмечает Масолова.

И наконец попытки вас поторопить тоже должны насторожить: мошенники специально подгоняют вас, не давая вам время на обдумывание.