На прошлой неделе начался Культурный марафон – ежегодный всероссийский проект, призванный познакомить школьников и взрослых с мировой и отечественной культурой. В этом году темой марафона стала мода. Мы решили вспомнить пять фильмов второй половины прошлого века, каждый из которых стал классикой и повлиял на моду как минимум своего десятилетия.
Старшеклассники Джим, Джуди и Платон втягиваются в противостояние с бандой Базза Гандерсона. Желание Джима доказать, что он не трус, оборачивается трагедией. Этого могло бы и не случиться, будь ребята из благополучных семей. Но всем троим не хватает родительского внимания и любви. В культовом фильме Николаса Рэя герой Джеймса Дина носит красную куртку харрингтон, которая символизирует подростковое бунтарство и свободу. Короткая куртка на молнии (обычно с яркой клетчатой подкладкой) была у Фрэнка Синатры и Стива Маккуина, а позже стала обязательным предметом в гардеробе студентов Лиги плюща и представителей британских субкультур.
Эксцентричная Холли Голайтли держит домашний телефон в чемодане, принципиально не дает кличку коту и рассчитывает выйти замуж за состоятельного мужчину. Об этом желании она прямо заявляет своему новому соседу Полу, которого ей нравится называть Фредом. Холли и Фред могли бы составить красивую пару, но сначала появляется бывший муж девушки Док, а затем и будущий, бразильский богач Хосе. Мысли Холли о замужестве сопровождаются мечтами о счастье, а оно в представлении героини Одри Хепберн незатейливо: надеть маленькое черное платье, взять стаканчик кофе и заглянуть в любимый магазин Tiffany & Co. Экранизация романа Трумена Капоте сделала популярными такие яркие аксессуары, как широкополая шляпа, длинный мундштук и крупные солнцезащитные очки, а шикарное платье-футляр от Givenchy и вовсе стало олицетворением 1960-х.
Комик-невротик Элви Сингер – из тех людей, что сами осложняют себе жизнь. Он во всем видит антисемитские заговоры и ждет конца света. Однажды внимание Элви привлекает обаятельная женщина в широких брюках, жилетке и рубашке с галстуком – начинающая певица Энни. Возникшие между ними чувства могли бы пойти на пользу Элви, но вместо этого он угнетает свободную натуру. Мелодрама Вуди Аллена получила четыре «Оскара», один из которых – у Дайан Китон за лучшую женскую роль. Идея мужского образа, состоящего из твидовых жакетов, жилеток, брюк, рубашек, галстуков и шляп, на женщине оказалась революционной. И, надо сказать, она актуальна до сих пор: пример тому – бариста Джей в сериале «Семейный брак».
Элегантный, образованный, чувственный, Джулиан Кей зарабатывает тем, что доставляет удовольствие богатым вдовам и женам высокопоставленных чиновников. Джулиана все обожают, но однажды он оказывается в затруднительном положении – когда одна из его клиенток убита, а никто не готов обеспечить ему алиби. Герой Ричарда Гира встречается только с дамами из высшего света и, естественно, должен соответствовать их уровню. Это нарцисс, который упивается собственной привлекательностью. Он носит поло, рубашки с закатанными рукавами и свободные костюмы от Armani. На рубеже 1970-х и 1980-х Джорджо Армани изменил представление о мужском костюме и, говорят, благодаря фильму Пола Шредера об итальянском дизайнере узнали в Лос-Анджелесе. Кстати, до этого, в 1976 году, Мартин Скорсезе снял по сценарию Шредера «Таксиста». В нем герой Роберта Де Ниро, ветеран вьетнамской войны Трэвис Бикл, носил армейскую куртку М65, которая впоследствии стала культовым силуэтом стиля милитари.
Программист и хакер Томас Андерсон по прозвищу Нео знакомится в ночном клубе с коллегой Тринити, которая обещает ему раскрыть тайну Матрицы. Ради этого знания он соглашается встретиться с Морфеусом, который рассказывает, что привычный для Томаса мир – иллюзия, созданная искусственным интеллектом суперкомпьютера, а в реальности же люди порабощены Машинами, и Нео может возглавить сопротивление. Фантастический боевик (тогда еще) братьев Вачовски оказался очень популярным у многих модных дизайнеров. Они оценили длинное черное пальто Нео и обтягивающий латексный костюм Тринити, и в результате в течение всех 2000-х отсылки к «Матрице» можно было видеть на подиумах, звездных церемониях и улицах.
Автор: Михаил Володин