Школьные чаты - совсем недавняя, но уже неотъемлемая составляющая жизни каждого из нас. Очень гармонично они вписались в нашу виртуально - реальную жизнь. Поначалу вели себя тихо и ненавязчиво, держась в сторонке, лишь изредка попискивая, напоминая таким образом о своём существовании. Это были чаты с семьёй, близкими людьми, друзьями- приятелями. Сколько доверительных бесед они услышали! Тайны, секреты - они хранили всё в себе, как самый надёжный сейф:
- Я влюбилась, что делать? Ребёнок всегда дома, у мужа график очень неудобный...
- Только не говори никому. Я тебе так доверяю...
В отличие от групп сообществ чаты создавались спонтанно, когда возникала необходимость чем-то поделиться.
Но время шло. Пандемия внесла значительные коррективы в жизнь. В словарях появился новый пласт лексики, относящейся к пандемии и навязанных ею ограничениях, также как и новых появившихся возможностях.
В наш понятийный аппарат вошли:
*алкоизоляция - об употреблении спиртных напитков как форме досуга и развлечения на самоизоляции в период пандемии;
*антикарантинист - противник соблюдения режима самоизоляции;
*вирусобес - о том, кто сеет панику о короновирусной инфекции;
*догшеринг - о взятии или сдаче в аренду домашней собаки с целью выхода на улицу на официально разрешённую прогулку в период карантина по короновирусной инфекции;
*дистант - дистанционный режим обучения, осуществляемый с использованием видео- конференц - связи.
И прочее прочее прочее, ознакомиться более подробно с этой темой может каждый, словарь пандемии русского языка можно найти во всемирной паутине без какого-либо труда.
Меня же, как человека работающего непосредственно с человеком, поразила эволюция чатов, пик которой пришёлся на период пандемии и постковидное время. Я попыталась разобраться что же произошло.
Словно школьница, я вернулась к определению эволюции. Одно из тех, что я нашла, гласило, что это развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-н., подготавливающий качественные изменения.
Заметьте: никаких оценочных суждений здесь нет. Качественные изменения без каких-либо знаков "+" или "-".Знаки мы уже расставим сами. Так и произошло.
С переходом школ на дистанционное обучение количество чатов увеличилось в разы. "Каждому классу - отдельный чат с каждым учителем!";
"Каждому учителю - чат с каждым классом!" - так должны звучать лозунги эпохи пандемии.
Сначала чаты с друзьями отошли на второй план, а после и совсем затерялись в буреломе чатов "по работе":
Чат учителя с каждым классом, в котором преподаёшь; чат с детьми воспитательского класса; чат с родителями некоторых классов, особенно касается начальной школы; чат с родителями воспитательского класса; чат с коллегами своей кафедры; чат со всеми коллегами, включая администрацию; чат с избранными коллегами; подчат с избранными из избранных коллег.
Это только рабочие чаты, к которым нужно добавить: сайт школы, группы классов в контакте, группу школы в контакте, группу школы в телеграмм, чат классных руководителей в вотсап.
На этом фоне личное представляется песчинкой, затесавшейся среди гальки, выброшенной на берег морем.
В этом процессе эволюции чатов появление функции "без звука" лично для меня явилось огромным облегчением. Без этой возможности жизнь превратилась бы в круглосуточную работу. Ведь вступив в группу или подписавшись на чат, ты предоставил своё личное пространство всем и каждому. Никого уже не интересует, спишь ли ты или бодрствуешь, выходной ли у тебя, в городе ли ты или по лесу с корзинкой шагаешь. Ты сам открыл дверь в свою жизнь. Сам теперь и расхлёбывай.
Как будто ты не знал, что теперь твоё свободное время будет поделено с переживаниями Зои Леодоровны о том, что в этом году урожая зозули не предвидится, что град побил все грядки, а жук пожрал все патиссоны. Ты будешь выслушивать все страхи и опасения Аглаи Порфирьевны по поводу новых учителей её ребёнка, узнаешь всю подноготную о них, правда, сделать ничего не сможешь. Аглае нужно выплеснуть пар, стряхнуть с себя негативную энергию, советы ей не нужны - она сама всё знает. Чеслава Николаевна будет ежедневно уточнять домашние задания по всем предметам. И не потому что её ребёнок не записал их в дневник, а чтобы уточнить. А София Викторовна будет спрашивать тоже самое, но по причине лени, которая ей мешает открыть страницу электронного дневника.
Бертольда Твердоевна, Разговор Серьёзнович, Подход Кардиналович, Тыкдык Тырпырович и некоторые другие - они все чего- то хотят от тебя, правда, не в твоё рабочее время, когда ты открыт для всех, а тогда, когда им удобно, то есть после работы, ужина с семьёй, проверки домашних заданий, родительской беседы с ребёнком, где-то к полуночи они вспоминают о твоём присутствии и куче не озвученных новых вопросов.
Поскольку количество чатов и подчатов продолжает расти и множиться, хотелось бы понять, к каким качественным изменениям мы придём в конечном итоге.
Мне кажется, что товарищъ Маркс, более ста лет назад, уже дал исчерпывающий ответ на этот вопрос:
Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с.
А у остальных как эволюционируют отношения с чатами? Или это только у меня их звуки вызывают теперь вызывают подёргивание глаза, покраснение кожи и появление зуда по всему телу?:)