Найти в Дзене
Русский След

КУРИЛЫ. Милосердие по-советски

Оглавление

Продолжение. Начало здесь.

Как выяснилось после войны, тем, кому удалось упасть на советской территории, сильно повезло – из экипажей 50 сбитых над Курилами бомбардировщиков из японского плена вернулся только один человек. И падение, и последующее спасение советскими пограничниками американских лётчиков выглядит как акт милосердия.

Ну а теперь, собственно, давайте поговорим «за Курилы». Курильские острова отошли к Японии по Санкт-Петербургскому договору 1875 года. К Кунаширу, Итурупу, Шикотану присоединились и остальные острова архипелага. Россия получила взамен права на южный Сахалин, находившийся уже двадцать лет в совместной собственности обеих стран.

На протяжении нескольких десятилетий «страна восходящего солнца» своим северным владениям особого значения не придавала – в экономическом смысле Курильские острова являлись глухой окраиной великой Японии. Все изменилось с началом Второй мировой войны на Тихом океане.

Японцы затеяли большое военное строительство, превратив острова в систему авиационных и военно-морских баз – рассадник японского милитаризма. По замыслу отцов-основателей, этот рассадник должен был стать плацдармом для атак на американские базы и впоследствии для интервенции на советскую Камчатку. Все понимали, что рано или поздно, но война начнётся, и первой целью японцев должна стать Камчатка.

Курилы. Фото предоставлено руководителем Экспедиции Анатолием Каленбергом
Курилы. Фото предоставлено руководителем Экспедиции Анатолием Каленбергом
Курилы. Фото предоставлено руководителем Экспедиции Анатолием Каленбергом
Курилы. Фото предоставлено руководителем Экспедиции Анатолием Каленбергом
Курилы. Фото предоставлено руководителем Экспедиции Анатолием Каленбергом
Курилы. Фото предоставлено руководителем Экспедиции Анатолием Каленбергом

Японское авианосное соединение, атаковавшее 7 декабря 1941 года американский флот в Перл-Харборе, отправилось в поход именно с Курил – от острова Итуруп.

А в начале июня 1942-го от острова Парамушир снова вышла японская эскадра. На этот раз её целью стали принадлежащие США Алеутские острова Атту и Кыска. В результате часть американской территории больше года находилась под оккупацией.

«Ответка» заняла больше года – лишь в конце мая 1943 года американцы смогли вернуть Атту, а 10 июля вылетевшие с аэродрома на острове Атту бомбардировщики нанесли удар по Парамуширу. Что примечательно, на этот раз экипажи получили от своего командования карты Камчатки и возможных мест для приземления на случай аварийной посадки.

И это могло стать реальной проблемой для СССР – мы с Японией не находились в состоянии войны, и любой инцидент с заходом американских бомбардировщиков в советское воздушное пространство, а тем более посадка на аэродроме, могли привести к международному скандалу и даже спровоцировать военные действия.

Однако других вариантов для спасения у американских пилотов не было – как я упоминал выше, только один лётчик, попавший в японский плен на Курилах, остался в живых.

Из 25 американских бомбардировщиков B-24, участвовавших в налете на острова Парамушир и Шумшу 11 августа 1943 года, 19 были подбиты. Один из «Либерейторов» дотянул до советской территории и совершил вынужденную посадку севернее Петропавловска-Камчатского.

На следующий день в окрестностях аэродрома Елизово приземлились уже семь американских самолётов, повреждённых при бомбардировке острова Шумшу.

В общей сложности за время Второй мировой войны на Камчатке нашли спасение 32 бомбардировщика ВВС США, а несколько десятков разбились в тайге или утонули в море у берегов полуострова. Последний инцидент датирован 17 июля 1945 года – на советской территории совершили вынужденную посадку два Б-25, подбитых над Курилами.

В 2018 году на заседании российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести эта тема всплыла – американская сторона обратилась с просьбой к Минобороны РФ помочь уточнить информацию о гибели в районе Камчатки военных самолётов США, участвовавших в войне с Японией.

Так родилась идея организовать поисковую экспедицию силами экспедиционных центров Русского географического общества и Минобороны России.

Предыдущий репортаж: КАМЧАТКА. Мир медведей. Мир людей. Один день из жизни следопыта

За два поисковых сезона удалось найти и обследовать пять американских машин. Шестой самолёт был найден на территории авиабазы Елизово в этом году, но из-за нехватки времени он не был обследован.

Один из бомбардировщиков, подбитых японскими истребителями 18 ноября 1944 года – четырехмоторный В-24 Liberator, был найден в бухте Вестник – в двухстах пятидесяти километрах южнее Петропавловска-Камчатского. Под другой версии, он оказался поврежден взрывами своих же бомб, атакуя цель на низкой высоте.

По версии Сергея Каткова, эксперта Центра Современной истории, участвовавшего в той Экспедиции, этот бомбардировщик был забрендирован – нёс на борту изображение мультяшного персонажа BUGS BUNNY – этот мультяшный кролик был очень известным в Штатах символом беспечности и легкомыслия.

Создатели о характере и коронном вопросе персонажа: «Как-то ночью вы приходите домой поздно, ступаете к воротам во дворе, идёте через ворота и прямо в переднюю, дверь полуоткрыта, и некто стреляет у вас в гостиной. Так что же вы делаете? Вы убегаете, если у вас есть хоть капля здравого смысла, по крайней мере, вы можете позвать копов. Но что, если вместо этого, вы подходите, стучите ему по плечу, заглядываете и говорите: «В чём дело, док?»

Либерейтор Багс Банни
Либерейтор Багс Банни

Ну, типа, подлетаешь к Шимуширу и в ответ на плотный зенитный огонь и трассеры японских истребителей недоуменно спрашиваешь: «В чём дело, док?» (что за хрень, дружок?).

Традиция наносить Aircraft Nose Art – носовое изображение – массово появилась во время Второй мировой в американской бомбардировочной авиации. Родоначальниками традиции были немцы, но законодателями моды стали пилоты американских бомбардировщиков. И, как выяснилось, BUGS BUNNYбыл брендом для многих американских экипажей.

Либерейтор Багс Банни
Либерейтор Багс Банни

Бог знает, какой смысл они вкладывали в изображение, быть может, очеловечивали машину или защищали талисманом, приносящим удачу? А удача ой как была нужна!

По зарубежной статистике, одно из самых опасных мест во Второй мировой войне был не окоп где-то в Нормандии или Арденнах, а место бортстрелка или пилота американского бомбардировщика. В среднем, только один из четырёх членов экипажа «Летающей крепости» после положенного количества боевых вылетов оставался живым и здоровым. В американской бомбардировочной авиации существовал дембельский лимит – после выполнения 25 миссий член экипажа мог демобилизоваться и отправиться домой. Правда, к концу войны в связи с потерями лимит был увеличен до 30 вылетов. Кстати, звезда американского кинематографа Кларк Гейбл был бортстрелком и сумел вернуться живым.

Кларк Гейбл
Кларк Гейбл

BUGS BUNNY и в самом деле принес этому экипажу удачу – судя по неповрежденной стойке шасси, посадка прошла успешно. И лишь впоследствии самолёт был разрушен штормами – легкие части были заброшены волнами на десятки метров вглубь, а тяжелые части пленил прибрежный вулканический песок, где мы их и обнаружили.

О том, что самолёт совершил аварийную посадку, наши пограничники знали, но обнаружили его только через несколько дней, когда утихла пурга. С самолёта был сброшен контейнер с медикаментами, продуктами питания и теплой одеждой. Через пару недель лётчики были спасены – с погранзаставы прислали поисковую группу на лошадях. Прекрасная основа для голливудского блокбастера!

Продолжение следует…

Алексей Никулин

Честь имею!

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #курилы #рго #война