Продолжение. Начало здесь.
Как выяснилось после войны, тем, кому удалось упасть на советской территории, сильно повезло – из экипажей 50 сбитых над Курилами бомбардировщиков из японского плена вернулся только один человек. И падение, и последующее спасение советскими пограничниками американских лётчиков выглядит как акт милосердия.
Ну а теперь, собственно, давайте поговорим «за Курилы». Курильские острова отошли к Японии по Санкт-Петербургскому договору 1875 года. К Кунаширу, Итурупу, Шикотану присоединились и остальные острова архипелага. Россия получила взамен права на южный Сахалин, находившийся уже двадцать лет в совместной собственности обеих стран.
На протяжении нескольких десятилетий «страна восходящего солнца» своим северным владениям особого значения не придавала – в экономическом смысле Курильские острова являлись глухой окраиной великой Японии. Все изменилось с началом Второй мировой войны на Тихом океане.
Японцы затеяли большое военное строительство, превратив острова в систему авиационных и военно-морских баз – рассадник японского милитаризма. По замыслу отцов-основателей, этот рассадник должен был стать плацдармом для атак на американские базы и впоследствии для интервенции на советскую Камчатку. Все понимали, что рано или поздно, но война начнётся, и первой целью японцев должна стать Камчатка.
Японское авианосное соединение, атаковавшее 7 декабря 1941 года американский флот в Перл-Харборе, отправилось в поход именно с Курил – от острова Итуруп.
А в начале июня 1942-го от острова Парамушир снова вышла японская эскадра. На этот раз её целью стали принадлежащие США Алеутские острова Атту и Кыска. В результате часть американской территории больше года находилась под оккупацией.
«Ответка» заняла больше года – лишь в конце мая 1943 года американцы смогли вернуть Атту, а 10 июля вылетевшие с аэродрома на острове Атту бомбардировщики нанесли удар по Парамуширу. Что примечательно, на этот раз экипажи получили от своего командования карты Камчатки и возможных мест для приземления на случай аварийной посадки.
И это могло стать реальной проблемой для СССР – мы с Японией не находились в состоянии войны, и любой инцидент с заходом американских бомбардировщиков в советское воздушное пространство, а тем более посадка на аэродроме, могли привести к международному скандалу и даже спровоцировать военные действия.
Однако других вариантов для спасения у американских пилотов не было – как я упоминал выше, только один лётчик, попавший в японский плен на Курилах, остался в живых.
Из 25 американских бомбардировщиков B-24, участвовавших в налете на острова Парамушир и Шумшу 11 августа 1943 года, 19 были подбиты. Один из «Либерейторов» дотянул до советской территории и совершил вынужденную посадку севернее Петропавловска-Камчатского.
На следующий день в окрестностях аэродрома Елизово приземлились уже семь американских самолётов, повреждённых при бомбардировке острова Шумшу.
В общей сложности за время Второй мировой войны на Камчатке нашли спасение 32 бомбардировщика ВВС США, а несколько десятков разбились в тайге или утонули в море у берегов полуострова. Последний инцидент датирован 17 июля 1945 года – на советской территории совершили вынужденную посадку два Б-25, подбитых над Курилами.
В 2018 году на заседании российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести эта тема всплыла – американская сторона обратилась с просьбой к Минобороны РФ помочь уточнить информацию о гибели в районе Камчатки военных самолётов США, участвовавших в войне с Японией.
Так родилась идея организовать поисковую экспедицию силами экспедиционных центров Русского географического общества и Минобороны России.
Предыдущий репортаж: КАМЧАТКА. Мир медведей. Мир людей. Один день из жизни следопыта
За два поисковых сезона удалось найти и обследовать пять американских машин. Шестой самолёт был найден на территории авиабазы Елизово в этом году, но из-за нехватки времени он не был обследован.
Один из бомбардировщиков, подбитых японскими истребителями 18 ноября 1944 года – четырехмоторный В-24 Liberator, был найден в бухте Вестник – в двухстах пятидесяти километрах южнее Петропавловска-Камчатского. Под другой версии, он оказался поврежден взрывами своих же бомб, атакуя цель на низкой высоте.
По версии Сергея Каткова, эксперта Центра Современной истории, участвовавшего в той Экспедиции, этот бомбардировщик был забрендирован – нёс на борту изображение мультяшного персонажа BUGS BUNNY – этот мультяшный кролик был очень известным в Штатах символом беспечности и легкомыслия.
Создатели о характере и коронном вопросе персонажа: «Как-то ночью вы приходите домой поздно, ступаете к воротам во дворе, идёте через ворота и прямо в переднюю, дверь полуоткрыта, и некто стреляет у вас в гостиной. Так что же вы делаете? Вы убегаете, если у вас есть хоть капля здравого смысла, по крайней мере, вы можете позвать копов. Но что, если вместо этого, вы подходите, стучите ему по плечу, заглядываете и говорите: «В чём дело, док?»
Ну, типа, подлетаешь к Шимуширу и в ответ на плотный зенитный огонь и трассеры японских истребителей недоуменно спрашиваешь: «В чём дело, док?» (что за хрень, дружок?).
Традиция наносить Aircraft Nose Art – носовое изображение – массово появилась во время Второй мировой в американской бомбардировочной авиации. Родоначальниками традиции были немцы, но законодателями моды стали пилоты американских бомбардировщиков. И, как выяснилось, BUGS BUNNYбыл брендом для многих американских экипажей.
Бог знает, какой смысл они вкладывали в изображение, быть может, очеловечивали машину или защищали талисманом, приносящим удачу? А удача ой как была нужна!
По зарубежной статистике, одно из самых опасных мест во Второй мировой войне был не окоп где-то в Нормандии или Арденнах, а место бортстрелка или пилота американского бомбардировщика. В среднем, только один из четырёх членов экипажа «Летающей крепости» после положенного количества боевых вылетов оставался живым и здоровым. В американской бомбардировочной авиации существовал дембельский лимит – после выполнения 25 миссий член экипажа мог демобилизоваться и отправиться домой. Правда, к концу войны в связи с потерями лимит был увеличен до 30 вылетов. Кстати, звезда американского кинематографа Кларк Гейбл был бортстрелком и сумел вернуться живым.
BUGS BUNNY и в самом деле принес этому экипажу удачу – судя по неповрежденной стойке шасси, посадка прошла успешно. И лишь впоследствии самолёт был разрушен штормами – легкие части были заброшены волнами на десятки метров вглубь, а тяжелые части пленил прибрежный вулканический песок, где мы их и обнаружили.
О том, что самолёт совершил аварийную посадку, наши пограничники знали, но обнаружили его только через несколько дней, когда утихла пурга. С самолёта был сброшен контейнер с медикаментами, продуктами питания и теплой одеждой. Через пару недель лётчики были спасены – с погранзаставы прислали поисковую группу на лошадях. Прекрасная основа для голливудского блокбастера!
Продолжение следует…
Алексей Никулин
Честь имею!
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #курилы #рго #война