В этом доме на Патриарших должен был быть музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Даже вывеска в наличии. Только вот где музей?
Дом номер 2А в самом начале Трёхпрудного переулка построил отец Натальи архитектор Сергей Гончаров для своей семьи. Знакомая фамилия? Он был внучатым племянником жены Пушкина Натальи Гончаровой.
И художница Наталья Гончарова какое-то время жила в доме отца с мужем Михаилом Ларионовым, тоже художником. Чем они знамениты?
Наталья, например, как-то возмутила общественность тем, что представила картину "Натурщица (на синем фоне)". Владимир Гиляровский в своей статье чуть не захлебнулся возмущением: "Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом…"
Еще Наталья Гончарова писала картины как иконы. Тоже возмутительно, святотатство.
Футуризм, импрессионизм, лучизм -в общем, Гончарова пробовала разные стили. Лучизм, к слову, это направление, которое её муж изобрел. Он считал, что раз свет - это луч, то и концентрироваться нужно не на самом изображении, а на том, как его видит человек.
Похоже на огонь и иней на окне, не правда ли?
Гончарова и Ларионов познакомились, когда обоим было по 19 лет. И с тех пор они всегда были вместе — даже когда перестали быть мужем и женой, когда у каждого появилась новая любовь, все равно они творили в связке.
Всемирную известность они получили, когда Дягилев пригласил их в Париж создавать декорации и костюмы для его балетов. Это был 1915 год. Уезжали, явно собираясь вернуться, оставив неоконченные картины в доме в Трёхпрудном переулке.
Однако на Родину они больше не возвращались. После смерти обоих все наследство досталось второй жене Ларионова. Картины, эскизы, книги, документы, письма...
Она же завещала всё это богатство советскому государству. Но с условием: в Москве должен появиться музей Гончаровой и Ларионова. А где же делать музей, как не в доме, построенном отцом Гончаровой, где они должны были по его замыслу жить одной большой семьёй?
Но, проблема: дом многоквартирный и аварийный. Поэтому людей нужно расселить, дом отреставрировать. А на дворе 1987 год.
Картины пришли в Новую Третьяковку. На дом повесили табличку, что здесь будет филиал Третьяковки.
И все.
Вот так мы задолжали музей Гончаровой и Ларионову.
Вам вообще знакомы эти фамилии? Встречали их картины в музеях и на выставках?