Найти тему

Об экономике и не только

Чтоб было понятно  – из всех трёх составных частей марксизма в наибольшей степени меня интересуют именно практические вопросы политэкономии. При том, что в теории меня с младых ногтей сильно увлекала и увлекает философия. Просто мы, марксисты, хорошо знаем, что именно экономика, являясь базисом, определяет весь ход развития человеческого общества.  Именно развитие производства, создав само человеческое общество, выделив его из стада остального животного мира, определяет и все остальные его потребности, включая и развитие интеллекта, и возникновение и развитие вопросов этики. Всё это развивается в соответствии с экономическими потребностями и достижениями человечества, на базе этих потребностей.

Это была преамбула. А теперь, как говорили классики, будет амбула.

Вот слушаю я и читаю – в соответствии с этими моими научными интересами – множество сообщений о состоянии и развитии нашей, российской экономики. И в голове частенько возникает когнитивный диссонанс, потому что эти сообщения очень уж сильно противоречат и друг другу, и элементарной логике, и – главное – противоречат очевидным фактам.  Как говорилось в известном анекдоте – нужно записываться на приём к врачу «ухо-глаз».  Потому что слышу одно, а вижу – другое.

Над жуткой неэффективностью советской социалистической экономики уж кто только не изгалялся. И в космос мы летали на галоше, и полчища врагов побеждали с рогатками в руках, и невыносимые муки испытывали от тотального дефицита жевательной резинки, и мясных продуктов потребляли всего на треть больше, чем сейчас. И вообще, коммунисты очень мало оставили своим потомкам – ведь эти потомки всего за тридцать лет почти уже проели и прос… разрушили всё, что им оставили…

А если серьёзно – действительно, можно и нужно сравнивать, что было лучше, а что было хуже тогда и сейчас. По множеству показателей. И делать это можно бесконечно – приводить одни примеры против других. Но ведь есть известный интегральный показатель, который учитывает в себе вообще всё, всю жизнь людей. Этот показатель – рост или уменьшение средней продолжительности жизни людей. Если люди живут всё дольше – значит, их жизнь в целом становится лучше. Если эта продолжительность уменьшается – значит, жить становится хуже и печальнее. И что же говорят нам упрямые факты на этот счёт?

В дореволюционной России (которую мы, слава богу, потеряли) средняя продолжительность жизни (СПЖ) составляла 32 года. А после революции  всего за два десятка лет, к 1939 году, несмотря на все войны, катаклизмы, эмиграции  и другие ужасы Советской власти, достигла 42 лет. Т.е. возросла на треть.  Нам при этом внушают, что чуть не половина населения была в эти годы уничтожена в огне репрессий. Ага. Выходит, если бы не репрессии, то рост был бы ещё в два раза больше. Однако, заметим, что такого бурного роста (реального) не наблюдалось больше нигде и никогда. Оно и понятно – ведь нигде и никогда до этого и не было в мире социалистического общества – общества для людей.

Но продолжим наше исследование. К 1970 году СПЖ составила 70 лет. За эти годы советский народ пережил страшнейшую войну, надолго подорвавшую возможности деторождения. Но даже несмотря на это, как видим, СПЖ возросла за эти годы уже более, чем на 65%.

Да что же это за чудо такое было в СССР, что позволило так резко улучшить жизнь людей?

Социологи утверждают, что решающее значение имеет стабильность жизни и уверенность в завтрашнем дне.  В свою очередь, это было обеспечено расцветом медицины (заметим – бесплатной, т.е. общедоступной для масс),  таким же доступным высококачественным образованием (молодёжь со всего мира стекалась к нам, чтобы учиться в советских ВУЗ ах), невиданным в истории расцветом науки и культуры. Да и чисто материальными благами. К концу 50-х годов, к примеру, более половины материальных благ советские люди получали из общественных фондов  потребления, т.е. бесплатно.  Это не только медицина и образование. Это и жильё, и полное обеспечение работой, и ежегодный оплачиваемый полноценный отдых, в том числе – в санаториях и домах отдыха.

К слову – о санаториях. Большая часть этих оздоровительных учреждений создано в 20-е годы. Т.е. ещё до окончания интервенции и Гражданской войны. Точно так же, как и учреждений культуры и искусства. Так заботилось государство трудящихся  о своём народе. Мне вот интересно – сколько требовалось чекистов и заградотрядов, чтобы насильно загнать людей в эти многочисленные санатории и дворцы культуры…

Да уж, приходится только ужасаться, как могли люди выживать в этих жутких условиях… Жвачки ведь по-прежнему было не достать…

Однако, всё ведь познаётся в сравнении. Так вот, по оценкам – нет, не советских специалистов, а экспертов ООН – СССР в 1985 году входил в первую десятку стран мира по уровню жизни (а СПЖ составляла 72 года). В эту же десятку входили ещё две страны социализма – ГДР и Чехословакия.  Напомним, что в мире тогда было около двухсот стран. Из них десяток – социалистических, а остальные 190 представляли благодатный капитализм.  Т.е. социалистических было 5%. А в первой десятке по уровню жизни они составили 30%. Ага…

А потом счастье пришло, откуда не ждали. Грянул рынок с его спасительной всерегулирующей  рукой. Жвачки стало – завались.  И средняя продолжительность жизни составила уже к 1997 году 56 лет.  Т.е. за 6 лет капитализма СПЖ упала почти на 30%.  Заметим, мировой войны не было. Была война на уничтожение трудового народа… Ну, она и не прекращалась все эти тридцать лет… Но, может быть, оправившись от ужасов социализма, страна пошла вперёд гигантскими шагами? Она ведь встала с колен? Нет, она просто поменяла позу. К 2000 году СПЖ в нашей стране составляла  59 лет. Прогресс микроскопический.  Ну, правда, сейчас СПЖ мужчин составила 66 лет. Т.е. итоговый рост за 30 лет – минус 6 лет, что равно минус 10%.  Верной дорогой идут господа. Направление – вымирание.

К слову, мне уже приходилось писать, что по мистическому совпадению, СПЖ мужчин составила столько же, сколько их возраст выхода на пенсию.  Т.е. выход на пенсию совпал с уходом из жизни. Выводы делайте сами – кто получит их пенсии, кому достанутся эти денежки…

Но хватит уже смотреть на мир так мрачно, как он есть на самом деле.  Давайте уж поскорее наденем розовые очки российской пропаганды.

Например, мы уже много раз слышали от главного начальника, что нас уже в самое ближайшее время ожидают мощные рывки и прорывы. Нужно лишь немного подождать. Борис Николаевич в начале 1992 года обещал, что подождать нужно лишь до осени (правда, не уточнял, до которой).  Владимир Владимирович весной 2019 года заявил, что Россия вот-вот войдёт в пятёрку наиболее развитых экономик мира. Конкретно – к 2024 году. Ждать осталось недолго. Но это при одном условии – что Индонезия или Мексика как ближайшие конкуренты российской экономики вообще перестанут расти. А пока что можно заметить, что доля России в мировом ВВП по сравнению с СССР сократилась втрое, а темпы роста тех же Индонезии и Мексики выше, чем у России.

Вообще, такое высоконаучное понятие как «отрицательный рост» всё чаще применяется в правительственной статистике и пропаганде (что по сути – одно и то же).  А следствия этого роста видны невооружённым глазом.  Например, на днях хорошо информированное издание «Коммерсант» обнародовало результаты исследования, по которому обнаружилось, что почти у половины граждан нашей страны вообще нет никаких накоплений. А ещё 15% россиян имеют накопления, на которые они смогут продержаться не больше месяца.

Инфографика с сайта РКРП, из открытых источников в интернете
Инфографика с сайта РКРП, из открытых источников в интернете

А ведь в нынешней ситуации практически никто из работающих граждан не может быть уверенным, что он не потеряет работу в любой момент. Огромное количество предприятий прекращают свою деятельность по разным причинам. Соответственно, их работники теряют единственный источник существования. И найти себе работу, тем более – срочно, практически нереально. Сейчас период не нахождения работы, а её потери.  И что делать этим гражданам? Куда им вообще деваться, кроме как на кладбище?

Другие данные из этого же исследования показывают, что большинство жителей нашей страны совершенно не уверены даже в своем самом ближайшем будущем, что совершенно не позволяет планировать свою жизнь хотя бы на ближайшие месяцы.  Это в "экономически неэффективном" СССР люди планировали жизнь на годы вперёд. И были уверены в том, что эти планы сбудутся.

Так может быть, подумать, как бы вернуть народу уверенность в завтрашнем дне, так необходимую для нормальной жизни? Подумать, при какой системе такая уверенность была, а при какой её нет…

***

И снова не могу обойти  больной для меня вопрос.  Напомню – он больной для меня, поскольку я человек военный.

Слушаю речь орла нашего на недавнем совещании с членами «Координационного совета при Правительстве по обеспечению потребностей ВС РФ» - и изумляюсь. Для него что – не существует уроков истории? Он что – совсем не знает, что его предшественник (в смысле – предыдущий монарх) так и не сумел обеспечить армию и флот всем необходимым во время Первой мировой войны? И не знает – почему не сумел? Иначе - зачем ему снова и снова наступать на те же грабли?

А ведь всё давно изучено и изложено. Читай, думай…

Николай Второй тогда всецело положился на частных производителей и частных поставщиков,  т.е. на всемогущую  руку рынка, которая действительно успешно обеспечила русскую буржуазию сверхприбылями, но так и не смогли обеспечить армию элементарными касками, винтовками и другими, более сложными видами вооружений.

И вот опять.

Хотя опыт самым убедительным образом свидетельствует о пагубности этого пути. И печальный опыт Первой мировой, и победный опыт Великой Отечественной.

Но похоже, что власти гораздо больше озабочены тем, как бы не получилось так, как в Советском Союзе. Главное, чтобы всё было наоборот. Независимо от результатов.  Да что там опыт истории. Их даже собственный опыт тридцати лет развала производства в России ничему не научил. Хотя нет  – научил очень эффективно богатеть на бедствиях народа. Вот и сейчас…

Там, на совещании, творилось вообще нечто несуразное – для меня несуразное, а для них, видимо, привычное. Например, требование, чтобы по каждому элементу экипировки учитывалось  мнение тех, кто непосредственно использует эту экипировку, тех, кто видит, как она на самом деле выполняет ту функцию, для которой она разрабатывалась. Вот тут я впал в ступор.  Как, почему эта самая экипировка обсуждается только сейчас, в ходе боевых действий? Разве раньше это требование не учитывалось? Разве эта экипировка не была утверждена больше десяти лет назад? Разве не заплатили за её разработку кутюрье Юдашкину – по разным данным от 25 до 100 миллионов рублей? Разве за это время она не была поставлена на поток? Так в чём же дело? Нынешнее обсуждение элементов этой формы означает только одно: все затраченные средства на её разработку и производство в течение этих лет пошли псу под хвост (конечно, кроме тех, что были распилены и прикарманены). И теперь срочно нужно тратить ещё новые миллионы на её доработку или разработку заново. Ага, а то у нас слишком много свободных денег, которые некуда девать.

Нет, лучше я завершу эти заметки, потому что у меня уже не хватает цензурных слов на такой… на такую неразбериху. Или как раз запланированную «разбериху»?

И.Ф.