Старые песни о главном.
В последнее время в социо-культурной сфере вновь разгорелась дискуссия между западниками и славянофилами, в ходе которой славянофилы на волне патриотического подъема, вызванного СВО, вновь перешли в атаку, стигматизируя всю западную культуру, и объявляя «десатанизацию» как основную цель России на западном фронте.
В качестве альтернативной доминанты для российского электората они предлагают следующие нарративы:
👉 религиозность (со времен общественно-политического дискурса столетней давности славянофилы подвинулись в сторону религиозной инклюзивности и допускают наряду с православием также ислам и иудаизм);
👉 монархизм с жесткой вертикалью власти;
👉 традиционные ценности в вопросах гендера, секса и семьи (данный вопрос агрессивно затягивается в актуальную повестку различными фриками и пропагандистами в целях придания веса своим спорным идеям, как-будто анальная фиксация авторов таких сюжетов может быть интересна подавляющему большинству общества🤷♂️);
👉 соборность, как форму коллективизации и противовес индивидуализму;
👉 милитаризм и военные интервенции в качестве средства продвижения интересов государства;
👉 жертвенность, воспринимаемая как готовность индивида отдать по приказу власти свое время, деньги, силы и даже жизни для достижения некой поставленной этой властью задачи.
Как мы заметили, в инструментарии нэославянофилов нет, как и не было, ни образования, ни науки, ни искусства, ни творчества, ни технологического развития, ни свободы предпринимательства, ни идей гуманизма, справедливости, равенства всех перед законом и судом, ни благополучия. И эти нарративы упущены в славянофильской концепции не случайно, поскольку основа их идеи состоит в сакрализации государства и власти элиты, находящейся в управлении этим государством в конкретный исторический момент. А при таком подходе все, что не способствует укреплению этой власти, объявляется вредоносным. Вот и выходит, что достижение личного счастья индивида и прочий гуманистический ассортимент с точки зрения славянофилов представляется антисистемой поотношению к их идеальному концепту.
Нэославянофилы - охранители.
Невероятно, но факт: нэославянофилы, присвоив себе роль «охранителей» системы, охраняют при этом любую устоявшуюся власть, независимо от ее идеологического наполнения и личности верховного правителя: Ивана Грозного, Николая Романова, Иосифа Сталина, Брежнева, Хрущева, Путина… Такие разные исторические личности, часто пришедшие к власти после деконструкции предшественника и находящиеся с ним в прямом антагонизме, вызывают у неподготовленного зрителя недоумение. Но охранителей не смущает и это, они лишь вскользь выказывают неудовольствие от устранения предшественника, используя идиому «Всякая власть от Бога», и тут же встают на защиту нового властителя, свалившего с пьедестала недавно охраняемого… Le Roi est mort, vive le Roi!
Если схематично представить идеальное государство по-славянофильски, то оно могло бы выглядеть так: две трубы (газовая и нефтяная) торчат из земли, разветвляясь и уходя за горизонт куда только хватает взгляда. На трубе стоит царский дворец, где сидит царь со свитой, окруженный армией и полицией, вокруг трубы бородатые мужики в косоворотках и бабы в юбках и платках пашут землю. По периметру поля расставлены церкви из которых по воскресеньям выходит счастливый народ и славит царя. Периодически ко дворцу подъезжают машины на иностранных номерах с геями внутри, привозят деньги за нефть/газ и быстро уезжают.
А где ответы на новые вызовы?
И что примечательно, сосредоточившись на вековом культурно-экономическом дискурсе между Россией и Европой, в котором Россия исторически всегда находилась в роли догоняющего, сравнивающего и воспринимающего, они напрочь забыли об остальном мире. Где, спрашивается, место культурных противоречий между панславянизмом и пантюркизмом? Где ответ на вызовы, ставящиеся перед нами арабским миром? Почему славянофилы не уделяют внимания исламскому миру в целом, как социокультурному феномену, и его прямо сейчас происходящей экспансии на территорию славянской ойкумены? Что славянскому миру готовит тысячелетняя империя Китая, и каким образом славянофилы видят наш коллективный отпор этой цивилизации? А ведь есть еще страны Латинской Америки, есть Индокитай…
Но нет, нынешним славянофилам гораздо комфортнее слушать старые добрые песни о главном, ковыряясь все в тех же, набивших уже оскомину, вопросах любви и ненависти к старушке Европе, и продолжая незамечать глобальные изменения в мире.
Не умея объяснить катастрофическое отставание России от западного мира в области технологий, производства машин и оборудования, электроники, компьютерных технологий и IT, автомобилей, одежды, отделочных материалов, дизайна да и вооружения, как выяснилось, и не находя в себе сил смириться с этим, они идут проторенной со времен Савонароллы кривой тропинкой: пытаются отменить (опять же западная cancel culture) весь западный опыт, называя его порождением Люцифера, убеждая всех, и себя в первую очередь, что материальное производство Евро-Атлантической культуры каким-то специфическим образом вредоносно воздействует на духовную сферу русского человека.
При этом они обходят стороной вопрос о том, каким именно образом некачественные автомобили российского автопрома, убогая одежда от фабрики «Большевичка» и лапти с кашей укрепляют русскую высокодуховность и способствуют процветанию страны?
Ну и конечно же, сами авторы таких измышлений уже достигли такого высокого уровня славянофильского просветления, что им не страшно никакое тлетворное влияние Запада, и поэтому они продолжают ходить в дорогих итальянских костюмах и обуви, ездить на немецких автомобилях и носить швейцарские часы. Терпят, страдают, превозмогают отвращение, но путешествуют в Европу, покупают там недвижимость, обучают там своих детей.
Бесполезность дискурса.
Поэтому, как это ни прискорбно отмечать, но весь этот дискурс между славянофильством и западничеством уже давно морально устарел и должен быть сдан на свалку истории.
Конечно же, он может существовать как последнее пристанище ретроградов и социопатов, как клуб по интересам, наподобие исторического фехтования, когда взрослые мужики от нечего делать надевают на себя средневековые латы и лупят друг-друга затупленными железными мечами. Так и наши социальные реконструкторы могут лупить друг-друга тупыми ржавыми устаревшими идеями, но приносить их на реальные поля сражений было бы нелепо.
Ну и про западников… Существование этой ветви общественно-политической мысли в ее истинном историческом значении периода философского дискурса середины 19 века на сегодняшний момент выглядит не менее нелепо. Ежедневные фактические обстоятельства быта, культуры, науки и техники свидетельствуют о том, что Россия, как и весь мир, за исключением отдельных стран исламского мира и Северной Кореи, восприняла евро-атлантическую культуру как основу своего бытия, и на сегодняшний момент никто не придумал ничего более совершенного.
Поэтому, наигравшись в войнушку, нам надо вытащить капусту из бороды, спрятать дедовы лапти в комод и прекратить изобретать велосипед.
@Олег Никуленко