Найти тему
Яна Левашова Дизайнер

Отличия крестьянки на заработках в городе и интеллигентки, в нем постоянно обитающей. Как это было в нач.ХХ века

По сути, это настолько два разных мира, что кажется, эти женщины разговаривали на разных языках. Хотя времена 1812 года, когда крестьяне путали своих с французами из-за речи и отстреливали, уже давно позади.

Вплоть до Октябрьской революции и 20-х, в некоторых местах и до 30-х годов ХХ века, крестьяне отличались значительно от других "высших" сословий, имею ввиду, иерархию в тогдашнем обществе. Советской власти удалось ее более-менее расшатать, а потом и стереть. Естественно, обходя себя и свои семьи, где по-буржуйски даже работала прислуга. Действовали репрессиями и физическим устранением отличавшихся интеллигентов.

На данный момент у меня на канале одна из самых обсуждаемых статей про "стиль настоящей провинциалки":

Не забудьте прочесть там комментарии, очень забавно, когда многие считают блогеров мишенью для своих какулек, кидая их непрерывно, раз "выставилась", пачкают ручонки, но не попадают совершенно в яблочко :) На кого злиться потом? Естественно, на блогера :)

Но вернемся к теме, сейчас граница практически отсутствует, все мы разговариваем на одном языке, не считая локальных "говоров", и то, не у всех он выражен. Возможно, есть отличия по уровню вежливости и образования, но это не всегда деление на город/деревню, как многим кажется. И там, и там, могут быть как образованные, культурные, так и безграмотные, даже порой агрессивные люди.

Образование, по крайней мере, минимальное школьное, получают все, читать и писать тоже умеют все. Но после некоторых комментариев думается, что многим эти умения ни к чему :) Шучу :)

Одежда сейчас активно продается через интернет, если в городе или селе есть пункт выдачи и отделение почты, все желающие могут одеться по-столичному или заказать себе для пошива любые ткани и фурнитуру, если их не продают в сельпо или единственном тканевом магазине на весь небольшой город.

Иногда мнение о человеке может быть обманчивым, вроде перед тобой простой работяга со стройки, одетый в треники, слышна нецензура, а он идёт и садится в дорогую машину. Начальник или бизнесмен в свой законный выходной день :) Многие подтверждают, говоря о дачниках.

С женской одеждой всё аналогично, есть какие-то черты, но в повсеместной любви к спортивному стилю, кэжуал и трикотажу, дутым курткам, кроссовкам, тоже многое стирается. Крестьянок как из гламурного сельского клуба начала 2000-х всё меньше, многие следят за трендами, а массмаркет не отстает от брендов и предлагает аналоги из тканей попроще. Конечно, если ты разбираешься в тканях, то кашемир отличишь от полиэстера, но фасон зачастую одинаковый.

А вот в начале ХХ века, как и во все предыдущие, крестьянку можно было узнать за километр!

Яна Левашова ©
Яна Левашова ©

Во-первых, дамы в России до Первой Мировой Войны всегда отличались ношением корсетов и тонкой подчёркнутой талией, приподнятой грудью, псевдо-широкими бедрами или огромными юбками, всё зависело от западной моды. И от здоровья это было очень далеко, когда у некоторых в погоне за талией возникала масса проблем. Думаю, все желающие прочтут, но намекну, что в будуары не зря мужчинам вход был воспрещен, поскольку даже простые функции организма дамы выполнить сами без вмешательства зачастую не могли.

А крестьянская мода тяготела к здоровью, связи с природой, вековыми русскими традициями, дородности, свободе движений, круглому животу и огромным семьям. Это и давало отличия в силуэте: у крестьянки всегда сарафан - это трапеция. Грудь никто не старался "формовать" или маскировать, приподнимать, по ней всегда было ясно, много ли детей у крестьянки. Плюс, у многих постоянно на руках были новорожденные, которых удобнее кормить, когда сарафан легко раскрыть сверху. Дамы же как раз нанимали кормилиц, как известно. Подчеркивать и затягивать талию в крестьянской среде стремились только девушки на выданье. Пользовались моментом до ее полного исчезновения, ведь в некоторых семьях было и по 10, где-то 20 детей.

-2

Во-вторых, у крестьянки всегда на голове были разнообразные платки, косынки в повседневной жизни, нарядные головные уборы по праздникам. Непокрытая голова только дома, перед сном вечером и утром после пробуждения, раз в неделю в бане, иногда с мужем, зависело от традиций в конкретной области. Никаких сложных причёсок, кроме просто собранных волос не предполагалось, это были косы или пучки из них, которые можно выполнить самостоятельно. Шляпки только для дам, они дорого стоили и не были удобными. Да и показывать непокрытую голову издревле считалось неприличным и даже опасным, сглазят еще :)

Не у всех крестьянок было время и желание, особенно у замужних с множеством детей и огородом, скотным двором, аккуратно и бережно завязывать платок, долго расчёсывать волосы перед зеркалом, поправлять прическу в течение дня. Поэтому, зачастую и выглядели они слегка неопрятно на контрасте с дамами, на которых в основном и работали веками.

***

Тут многие "обиделись в комментариях", доказывают мне, что все крестьянки были как с картин художников, в ярких платьях и сарафанах, головных уборах богато украшенных, ни один волосок не выбивается.

Да, у крестьян тоже отмечались праздники, на них наряжались, к ним готовились, справлялись многолюдные свадьбы, девушка на выданье или невеста должна быть красивой. Но после свадьбы начинается совершенно другая жизнь, если мы не говорим о зажиточных семьях. А таких не было много, иначе откуда потом появились революционные идеи, если крестьянам так шикарно жилось, что только нарядные ходили и чаи распивали?

Работа в поле, на скотном дворе, стирка, не предполагает кокошника или сложного головного убора, декорированной одежды. Просто наберите в поисковике: "Фото крестьянок в поле за работой нач 20 века".

***

Третье, это ткани, их состав и цвета, принты. Каждая мануфактура производила отдельно ткани для знати и простого рабочего люда. Вторые всегда были яркими, иногда потемнее, но простыми: ситец, хлопчатобумажное полотно, грубая шерсть и лен, простые набивные принты или полоска. Частенько крестьянки сохраняли народные ремёсла и украшали одежду самостоятельно разными способами, зависит от региона.

Ещё в начале ХХ века некоторые даже сами занимались ткачеством, но при таком количестве мануфактур, шить из готовых тканей стало выгоднее. Большинство позволить себе шерсть, шёлк, атласные ленты, искусственные цветы, стеклярус и бисер просто не могли. Да и носить это некуда.

-3

Четвертым пунктом я бы поставила жизнелюбие, радость, детскую непосредственность, не смотря на очень тяжелый физический труд и жизнь в целом. Если сравнивать с искусством, существует "дадаизм", это простые не смешанные цвета, примитивные формы, как-будто рисовал маленький ребенок. Многие крестьянские костюмы именно такие - непосредственные, позитивные.

Дама же не могла себе позволить одеваться и выглядеть наивной, яркой, "девочкой" даже в 20, тем более 30 лет. Мода диктовала изысканность, в некоторые периоды черный и другие темные цвета, даже порой землистый цвет лица, бледность и худобу по моде, что многим носящим корсеты даже имитировать не приходилось. А вот крестьянка и в 40 лет уже являясь по факту почти бабушкой, могла носить сарафаны и платки с принтами, тесьмой, украшениями, чуть поскромнее, чем "молодуха", но всё же. А также громко говорить, смеяться, быть наивной, не скрывать свои эмоции.

Отличия были еще и в уровне образованности. Можно сказать, что по интеллекту, если крестьянин не проявлял талантов и его не "вытаскивали" в следующие сословия, не отправляли на учёбу, ему не был интересен карьерный рост или торговля, то он всю жизнь мог иметь интеллект ребенка. А уж про его жену, сестру, дочерей и говорить нечего, 2-3 класса - это уже здорово, если вообще получилось.

-4

Обувь здесь не представлена, поскольку, скорее всего, плохо сохраняется, это валенки зимой и лапти летом. Видела в других музеях в разделе крестьянского быта. Некоторые могли себе позволить сапоги. И тут снова контраст с дамой, которая носит кожаные и тканевые туфли, сапожки, балетки, украшенные, на шнуровке, пуговичках.

Все фото в статье сделаны на выставке "Кринолин. Жакет. Свитшот" в ГИМ в Москве. Это подлинные вещи конца XIX-нач.ХХ века. Композиция обозначена, как "Крестьянки на работе в городе". А это означает, что девушки приличные, зажиточные, не пашут в поле и на скотном дворе, скорее обеспечивают хозяйственную деятельность в усадьбах и особняках, доходных домах богатых горожан.

В одной из следующих статей покажу "Костюм интеллигентки на прогулке" того же периода. Контраст очень заметен, в толпе этих людей не перепутать никак. А уж если заговорят...

Долгое время существовала так называемая "классовая борьба", сословия зачастую недолюбливали друг друга и чётко разделяли на свой/чужой. Дружбой между крестьянкой и девушкой из высшего общества и не пахло, только если в формате допуска ближе к себе и подтягивания до своего уровня, чтобы повысить качество обслуживания. Но черта госпожа и горничная сохранялась.

Благодарю за внимание!

С вами была Яна Левашова - Дизайнер и Блогер.

Ставим лайки и скорее в комментарии.

Как считаете, сейчас "девушка из деревни в большом городе на заработках" сильно отличается от "интеллигентки"?

__________________

Подробнее о моей работе: https://www.livemaster.ru/yana-levashova