Найти тему

Чувство дома: сакральный дом

И наконец последний раздел выставки рассказывает о доме, как о сакральном месте. С одной стороны, духовным пристанищем и убежищем может стать храм, с другой — и обычная квартира/дом нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. Гости выставки «Чувство дома» могут познакомиться с фотоисториями о старообрядческой церкви в Верее, буддийских домашних алтарях в Калмыкии, шаманских центрах в Тыве, а также узнают о еврейском центре в Костроме, где на протяжении прошлого столетия общинная жизнь вокруг местной синагоги то угасала, то возрождалась.

Калмыкия

В результате сталинских репрессий буддистские храмы в Калмыкии были уничтожены, Калмыцкая АССР ликвидирована, а проживавшие там калмыки депортированы. Возрождение буддизма в республике началось в конце 1980‑х: вернувшиеся после указа о реабилитации калмыки восстанавливали разрушенные храмы и открывали новые, в том числе крупнейший буддистский храм, или хурул, в Элисте. Возродилась и культура домашних алтарей, которые люди самостоятельно собирают у себя в домах и квартирах для повседневных религиозных практик: подношений, молитв и медитаций. Духовная жизнь дома сосредоточена вокруг алтаря, тут совершаются подношения: вода для питья, вода для омовения, цветы, благовония, душистая вода, пища. Еще здесь хранят разные ритуальные принадлежности, например четки или молитвенный барабан, магнитофон для прослушивания мантр. Но запрещено ставить на него фотографии родных и близких, потому что это место для высших существ. Домашний алтарь может находиться хоть на верхней полке книжного шкафа, но на нем должны быть три символа Будды: Основа тела (изображение или статуэтка Будды), Основа речи (священные сутры — тексты с его учениями) и Основа ума (ее символизируют, например, маленькая ступа или колокольчик).

Город Кызыл, Тыва

Шаманские общества в столице Тывы Кызыле — чуть вдали от центра города, среди жилой одно‑ этажной застройки. Из деревянных домов доносятся напевы и глухие удары бубна. Чтобы исце‑ лить человека, убрать препятствие или снять порчу, шаманы изучают его гороскоп, связывают ему запястья ниткой и бормочут обращения к духам, после чего разрезают нить и выбрасывают ее на улицу. Голодные сущности они кормят водкой и молоком. Шаманский центр «Адыг‑Ээрен» («Дух медведя») — один из самых популярных в республике. Он находится рядом с православной церковью. В приземистом здании бывшей мастерской — кабинет верховного шамана России и комнаты для обрядов. В коридоре висят объявления целителей. Сами шаманы отдыхают на веранде, надевая тяжелые облачения лишь к приходу гостей. Граница между верами размыта. Порой вчерашний шаман работает целителем в буддистском монастыре, используя биоэнергетические практики из популярных книг, а потом вновь берет в руки бубен. Многие посетители шаманских центров считают себя буддистами или христианами. К шаманам они обращаются «по надобности», для решения конкретной проблемы.