Найти тему
Пограничный контроль

«Темная триада» и время

Наличие различных психологических травм и расстройств в анамнезе человека всегда в той или иной степени существенно искажает восприятие им объективной реальности. Именно поэтому, собственно, психологи и грамотные коучи всех мастей советуют от этих травм и расстройств своевременно избавляться. Вы просто не сможете принять правильное решение и, как следствие, добиться успеха на выбранном поприще, если воспринимаете реальность искаженно – вы будете ориентироваться на неверные предпосылки и неминуемо ошибаться с выбором.

Соответственно, при любой травме или психическом расстройстве искаженным является и восприятие времени. Например, человек может как бы «застыть в прошлом», постоянно пытаться воспроизвести те события и то окружение, при котором ему было хорошо, когда он был счастлив. Также, например, симптомом неблагополучного психического состояния, например, неврозов, является неумение жить в настоящем, чувствовать каждый момент своей жизни – такой человек или живет исключительно воспоминаниями о былом, или постоянно фантазирует о будущем, не уделяя никакого внимания происходящим прямо сейчас с ним событиям.

Представители «темной триады», как я уже писала, имеют с реальной действительностью и, как следствие, со временем, еще более сложные отношения. «Триадники» убеждены, что творят реальность сами, буквально создают ее из небытия своими действиями, поступками и словами, что именно они являются центром мироздания. Поэтому привычного для большинства людей ощущения течения времени из прошлого в будущее, год за годом, день за днем, час за часом, для «триадника» просто не существует. Не существует для них, таким образом, и ощущения необратимости, невозвратности всего сущего и уже случившегося.

Как мне кажется, вот это отсутствие ощущения необратимости и делает отчасти для «триадника» агрессию такой простой, и вносит свою лепту в отсутствие у такого агрессора всякой эмпатии и сочувствия к людям. Без ощущения необратимости любого сделанного зла все время кажется, что его как-то можно повернуть вспять, что-то исправить, что-то починить, сделать так, как было. Перемотать пленку обратно, как в знаменитом фильме Гаспара Ноэ «Необратимость», где безмятежная Моника Белуччи спокойно спит. С таким восприятием времени, конечно, нет особого смысла жалеть о случившемся или переживать за судьбы пострадавших людей – ведь всегда можно все вернуть, как было, думает «триадник».

Кадр из фильма "Необратимость", soyuz.ru
Кадр из фильма "Необратимость", soyuz.ru

Другой аспект такого восприятия времени – иллюзия того, что время можно заставить себе служить. Представить, допустим, что нескольких веков истории просто никогда не происходило, и жить по этическим нормам какого-нибудь XVI века. Или «вытащить» давно прошедшие, обсужденные и подытоженные события в настоящее и начать обсуждать и осуждать их заново, как будто никакой общественной дискуссии по их поводу в последние 50-70 лет и не было вовсе. Или категорически отрицать факт того, что обстоятельства и люди в них могут со временем меняться, и подходить к этим людям и обстоятельствам по меркам десятилетней давности.

Будущего же, по моим ощущениям, для агрессоров-«триадников» совсем как будто и не существует, будущее для них – это просто максимально продленное настоящее, где они могут делать все то же самое, а в их жизни ничего существенно не поменяется. Любой внешний намек о вероятности какого-то другого будущего, которое является ничем иным, как следствием настоящего, приводят «триадника» в ужас, а любой намекающий на такую возможность становится их опаснейшим врагом.

Потому что меньше всего агрессор-«триадник» хочет жить в мире, разрушенном благодаря его агрессии, меньше всего хочет ежедневно сталкиваться с результатами этой агрессии, слышать упреки своих жертв и, конечно же, нести за свою агрессию наказание. А именно все это и является для любого агрессора неизбежным в реальном мире – мире, где будущее всегда наступает и всегда является результатом уже когда-то сделанного.