Ответ вам покажется банальным: для того, чтобы смотреть. При этом, развлекаясь, мотать на ус те истории, которые нам показаны в сериале. Последние сериальные показы Первого канала ничего кроме раздражения не вызывали. Однако программные продюсеры сделали мудрый шаг в борьбе за аудиторию. Когда по «России 1» нам изо всех сил пытаются показать нечто вроде детективного сериала под названием «Художник» – очереднуюй вариацию «Ликвидации» или «Мосгаза», то на Первом запустили премьеру второго сезона «Триггера». И хотя его поставил другой режиссер (первый снял Дмитрий Тюрин), но стилистика, а, главное, персонажи из предыдущего цикла сохранили свою прописку на экране. Что не может не радовать.
Итак, психиатр Антон Стрелецкий (одна из лучших ролей Максима Матвеева на телеэкране) сначала выходит из заключения в психиатрической лечебнице по УДО, соблазняя при этом двух представительниц противоположного пола. А затем приступает непосредственно к своим обязанностям, то есть продолжает лечить своих пациентов теми провокативными и экстремалными методами, на которые мы насмотрелись в первом сезоне. Недаром первое рабочее сериала было более лапидарным – «Провокатор».
Здесь стоит напомнить, что его папа-коллега (Игорь Костолевский) зачем-то соблазнил супругу Антона по имени Даша (Светлана Иванова), и тем самым завязал семейные отношения в такой тугой узел, что его никак нельзя назвать «гордиевым». К тому же уже в самом начале второго сезона мы узнаем еще одну печальную весть для главного героя. Его пациентка Валерия (Виктория Маслова) странным образом покидает сей бренный мир. В общем, сплошные загадки, тайны, обиды и недомолвки на всем пространстве фабульной структуры второго сезона, что, кстати, и позволяет удерживать интерес публики.
В целом, традиционная композиция подобных сериалов очевидна: сквозной сюжет на все серии, и в каждой из них – отдельная история. Да и сам принцип некоторой ненормальности главного героя тоже хорошо вписывается в такую схему, потому что он не успевает надоесть публике. Хотя на телеэкране в отечественных сериалах и ранее встречались одержимые персонажи почти равные Антону Стрелецкому по своим шок-методам. Но то были представители правоохранительных органов («Хрустальный», «Клим», «Метод»). Появление же детективной интриги и так добавляет напряжение и в без того мрачноватую атмосферу сериала, который временами похож на какой-нибудь классический триллер вроде знаменитых кинохитов уровня фильмов «Семь» или «Молчание ягнят».
Однако окончательно впасть в состояние зрительской меланхолии публике телесереиала не дает некая ирония, которой наделен герой Максима Матвеева, и которая отыгрывается в таком замечателльном персонаже, как его помощник Матвей, он же «Мотя» (Владислав Тирон). Это дуэт столь же парадоксален, сколь и интересен. А что касается тех анамнезов, которые они раскручивают на двоих, чтобы избавить пациентов от психических проблем, то здесь, пожалуй, стоит сделать далеко идущий для авторов сериала и его зрителей вывод. Нет-нет, это не фраза о том, что все болезни от нервов. Смысл «Триггера», по-моему, в том и заключается, что нам являют целую панораму сложных внутрисемейных отношений, когда оказывается, что наша психика и ее девиации в зрелом возрасте по большей части происходят из нашего же детства.
Конечно, об этом доагадывались еще в прошлом веке многие. В том числе, и дедушка Зигмунд Фрейд. Но столкнуться с подобными проблемами лицом к лицу (хотя и при просмотре сериала) – это поучительное состояние, когда вслед за динамичным зрелищем, полным остроты отношений между людьми, вдруг тебя посещает озарение о том, что «все мы родом из детства». И самое парадоксальное заключается в том, что мы об этом помним, но изменить уже практически ничего не можем. Даже чрезмерную любовь мамы, или злые насмешки одноклассников, а то и других взрослых.
Поэтому и следует смотреть «Триггер» не только для того, чтобы отвлечься от временами странной реальности за окном, но и для того, чтобы лучше понять себя. Ведь психическое здоровье и спокойствие нам сейчас всем необходимо как воздух.
Сергей Ильченко