Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Самые знаковые постсоветские альбомы, вышедшие в 1997 году, по версии Romanist Music

Оглавление

А вы уже было решили, будто окромя Мумий Тролль у нас не нашлось интересной музыки, вышедшей 25 лет назад. Пришло время опровергать.

Формат остаётся прежним. Я выбрал три важнейших постсоветских альбома из 1997-го на свой субъективный взгляд. А в комментариях вы можете либо согласиться со мной, либо поспорить.

Фото для обложки материала.
Фото для обложки материала.

Давайте начнём.

Найк Борзов – «Головоломка»

Один из лучших российских музыкантов, успешно представляющих нашу сцену и сегодня – Найк Борзов. Но при этом его нельзя назвать широко известным даже в текущих условиях. К примеру, на пике своей популярности он просто исчез со сцены на восемь лет и посвятил себя сторонним проектам. А до появления телеканала MTV Найк удобно строил карьеру в андерграунде.

К примеру, меломаны знают его по совсем некоммерческому проекту Инфекция. В 92-м, когда Борзову исполнилось 20 лет, началась сольная карьера музыканта. «Головоломка» – третий студийник исполнителя и с него, определённо, началась самая известная пятилетка для Найка.

Что послушать: этот альбом чётко представляет творчество Борзова для незнакомцев – чёткие роковые песни с зачастую неведомыми психоделическими текстами. Особо я хотел бы выделить медленную «Дела людей, которые были до нас». Совсем не радиохит, но песня, обязанная быть в вашем плейлисте.

На прошлой неделе я впервые посетил концерт Найка. Из «Головоломки» на нём прозвучала лишь одна песня. Но зато какая – по словам «Лошадку» знают практически все. В народе такую мелодию справедливо называют «визитной карточкой». Не зря же он не единожды её перезаписывал (в том числе на следующем альбоме в самой известной форме).

А концерт, кстати, был отменный. Музыкант всё ещё в шикарной форме в свои 50.

Сплин – «Фонарь под глазом»

А вот по-настоящему народная запись. Тоже третий альбом, как ни странно.

Наряду с альбомами тех же ДДТ релизы группы Сплин для меня составляют чёткую картину Санкт-Петербурга 90-х – серый, холодный, неоднозначный. Но такой родной. В смысле, город родной, ибо в 90-х я ещё только в детсад ходил. И только через такую музыку познаю все «прелести» той жизни.

«Ты можешь идти по Невскому целый день и видеть тысячи лиц, а запомнится одно – с фонарем под глазом».
Александр Васильев комментирует выбранное для альбома название.

Для очередного номерного релиза группа сделала более короткие и более понятные песни. Вероятно, чтобы публике удавалось им с лёгкостью подпевать. Что ж, затея явно удалась, ведь наряду с Мумий Тролль и ещё одной группой именно Сплин стали самыми успешными русскими музыкантами в 1997–98-м годах.

Что послушать: «Фонарь под глазом» нельзя в полной мере считать концептуальным релизом, однако он сведён настолько отлично, что каждая песня старается плавно перетекать в следующую. Особенно это чудесно сделано в начале альбома, когда гениальная «Бонни и Клайд» переходит в скоростной боевик «Три цвета». Добавим к этому «Невский проспект», «Моя любовь» и всем известный «Англо-русский словарь» – одни хиты.

В одном из поздних интервью Александр Васильев посоветовал журналисту не переслушивать «Фонарь под глазом». Этому совету лучше не следовать. Пусть даже предыдущий и следующий альбомы группы Сплин даже лучше этого.

Агата Кристи – «Ураган»

«Я думаю, что всё далеко не так плохо, как кажется. Недавно мы с Глебом разговаривали об этом альбоме и пришли к одному мнению; произошло осознание, что в музыку мы вкладываем не только то, что у нас за душой, но и то, что находится в рамках жутких, циничных законов шоу-бизнеса. На самом деле никто не хотел делать диск мрачным, и, более того, нам он таким не кажется. Я считаю, что «Ураган» – альбом достаточно жизнеутверждающий. Может быть, и не с первого прослушивания, но он заставляет человека задуматься, понять что-то в себе».
Вадим Самойлов об альбоме «Ураган», 1997 год.

А вот и третий колосс отечественного рока того времени. Знаете, в какой-то момент у меня возникает неистовое желание послушать что-либо из русскоязычного. И почти всегда выбор, почему-то, падает именно на Агату Кристи. Наверное, всё дело в том, что в лучшие годы своего существования они действительно умело копировали The Cure были очень хороши.

«Ураган» – это может и не пик карьеры братьев Самойловых (после триумфального «Опиума» заявлять такое весьма смело), но определённо та веха, которой они могут гордиться.

Что послушать: сочинительством вновь полностью занимался Глеб. Но к двум песням музыку написал великолепный клавишник Александр Козлов. По случайному совпадению, эти песни входят в список бессмертных хитов Агаты«Моряк» (гимн для посещения Турции и Франции) и «Грязь» (ты увидишь, что напрасно называют грязь опасной).

«Два корабля», «Ураган», «Легион», «Корвет уходит в небеса»... Я снова незаметно перечислил половину альбома.

Жаль, что в отличие от того же Найка Борзова ни Глебу ни (уж тем более) Вадиму больше не интересно создавать всё такую же крутую музыку для разных поколений.

Светлая память Александру Козлову.

В комментариях жду мнения как о выбранных мною альбомах, так и ваши варианты лучших релизов постсоветской сцены 1997 года.

Далее – пара важных ссылок.

Про Мумий Тролль – отдельно.

Лайк статье и подписка на канал обязательны для дальнейшего развития блога.

Финансовая помощь (по желанию) возможна по ссылке ниже:

https://yoomoney.ru/to/410013170821038

А ещё можно подписаться на мой активный Телеграм-канал, где я нередко публикую мини-опросы на тему будущего контента для канала в Дзене.