Прочитав в статье одного популярного тревел-блогера в Дзене о японском парке в Тюмени я загорелся попасть сюда. Поэтому, планируя свою поездку в Тюмень, я в интернете поискал информацию об этом парке и забронировал экскурсию.
Сам парк называется ИваПарк и находится на окраине Тюмениь неподалёку от аэропорта.
Свободно попасть сюда нельзя. Посещение парка возможно только в составе экскурсии группой по 10 человек или в рамках чайной церемонии, которая проводится один раз в день - утром.
На чайную церемонию мне попасть не удалось, а на экскурсию я записался. Это достаточно просто сделать на сайте ИваПарка.
На сайте нужно внести предоплату 350 рублей, а остальное оплатить на месте. Группу сопровождает работник парка, который детально рассказывает о символизме парка и японский традициях. Без комментариев и разъяснений сопровождающего невозможно понять концепцию сада и погрузиться в его неповторимую атмосферу.
Вход в японский сад начинается с ворот, выполненных в традиционном японском стиле. По центру ворот установлен большой камень, на котором лежит другой камень, обмотанный верёвкой. Это приспособление служит для того, чтобы не пускать в сад злых духов, следующих за каждым человеком. Также такие камни, называемые катанакаке-иши, расположенные у входа, означали место для сложения мечей.
Дело в том, что воины не имели права заходить в сад с оружием, и, заходя в сад или чайный домик, должны были забыть о спорах и войне и оставить всё суетное снаружи.
Вообще любой японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний.
Концепция любого японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Знание всех символов даёт возможность человеку, идущему по саду, осознать тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером.
Первое, что обращает на себя внимание - обилие камней. Считается, что японский сад может быть без фонарей, без проточной воды, иногда без растений, но без камней - никогда.
Согласно японской философии, скалы и камни олицетворяют силу и желание. В Японии размещение камней в саду считается духовным и художественным процессом.
Тропа из камней, называемая шаговой дорожкой (тобииси), имеет особое смысловое значение. Такая тропа ведёт человека от мирского мира в зону уединения и самопознания, способствует его духовному очищению и возрождению.
По такой дорожке идти надо неторопливо, глядя под ноги. И только когда гость доходит до специально установленного большого камня, на котором удобно остановиться, он поднимает голову и любуется видом, представшим его взору.
От павильона к павильону ведут извилистые дорожки из крупного камня. Необходимо ступать строго по камням и ни в коем случае не наступать на землю.
Почти в каждом павильоне есть небольшая инсталляция в японском стиле. Согласно традиции в каждом помещении японского дома должны быть специальная ниша в стене, называемая "токонома".
Токонома представляет собой специально отведённое пространство, где можно повесить свитки с изречением или девизом, а также установить какие-нибудь предметы: курильница, ваза для цветов или приборы чайной церемонии.
В какой-то момент шаговая каменная дорожка между павильонами сменяется извилистыми деревянными мостками, состоящими из различного размера фрагментов, соединённых друг с другом под разными углами (яцухаси). Нет ни одного прямого участка.
Яцухаси (яцу означает «восемь», хаси – «мост») - необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен мост так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой. Это связано с тем, что он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки.
Яцухаси несет глубокий смысл.
Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, но главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево).
Такие переходы между частями сада очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни.
В какое бы время года Вы не пришли в японский сад, Вы всегда увидите какие-то элементы с оттенками красного или розового. Весной это будет цветущая сакура, летом - какие-нибудь цветы, осенью - красный клён. Создатели этого сада продумали все эти элементы.
Сейчас, когда лёг первый снег, разные оттенки красного от пролов калины и райских яблок выглядели совершенно фантастически.
Я наснимал не менее сотни фотографий с разных ракурсов, настолько это было красиво.
В японской культуре красный цвет использовался в религиозных ритуалах, а также для защиты от злых духов.
Для японцев красный цвет – это символ восходящего солнца, а в более широком смысле - символ великой богини солнца Аматэрасу.
Меня очаровало необыкновенно красивое дерево, усыпанное красными райскими яблоками на фоне белого снега.
Выход из сада обозначен массивными красными воротами без створок, называемыми тории, которые символизируют границу между миром земным и миром сакральным.
Поход в этот японский сад произвёл на меня яркое впечатление. Действительно, прогуливаясь по его дорожкам, отвлекаешься от всего, что осталось снаружи, и начинаешь погружаться в себя.
Наверное, время от времени нужно посещать подобные места для перезагрузки.
Хорошо, что существуют энтузиасты, благодаря которым появляются такие удивительные места, которые приятно посещать и куда хочется вернуться.
Я, например, хотел бы побывать тут ещё раз - или в середине весны, когда тут цветёт жимолость, заменяющая в этом саду сакуру, или в начале осени, когда все деревья усыпаны золотой листвой.
А Вы встречали в своих путешествиях такие необычные места?
Желаю вам захватывающих путешествий и ярких впечатлений!
Другие статьи из этой поездки: