Найти тему
Киновед в штатском

"Не беспокойся, дорогая": 13 вопросов, которые фильм оставил без ответа

Оглавление

Обычно мне редко удается избежать спойлеров и сюжетных подробностей с закадровыми деталями премьер, но в случае с "Не беспокойся, дорогая" я почему-то оказался на обочине происходящего и на момент начала просмотра о картине знал лишь имена актеров и режиссера. Но тем больше ярких впечатлений дала мне лента – даже жанровый разворот доставил большое удовольствие, я, признаться, ждал притчу об отношениях в стиле Малика, а получил фантастический триллер с привкусом Алекса Гарленда. В общем, мне понравилось, но это не означает, что я потерял голову. Наоборот, позиция стороннего наблюдателя позволила, как мне кажется, заметить важные детали, которым хочется найти объяснение. Так что – у меня опять вопросы. Уж извините, при себе держать их не могу.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Сюжет ленты разворачивается в идеальном со всех точек зрения американском городке при секретном объекте где-то в пустыне – главная героиня утром провожает любимого мужа на работу, а после оказывается предоставлена сама себе. Казалось бы, живи и радуйся, но рутина и однообразие угнетают Элис и однажды она начинает замечать странные нестыковки в том мире, который казался ей безупречным. Борясь с мыслями о потере рассудка, молодая женщина углубляется в тайны города, его жителей и таинственного проекта "Виктори", чтобы раскрыть ужасающую правду.

-3

Теперь посмотрим, что Элис выяснила, а что – нет.

Стареют ли люди внутри программы?

Поскольку действие фильма укладывается в несколько дней, у нас нет возможности получить ответ на один из наиболее интересных вопросов, а именно – двигается ли внутри симуляции время. Ну, то есть, понятно, что день здесь сменяет ночь и наоборот, но сталкиваются ли жители городка, скажем, со сменой времен года? Стареют ли участники программы? Это особенно важно по причине того, что женщины внутри виртуальной реальности помешаны на красоте, и стабильность во внешности здесь может быть столь же сильной психологической проблемой, как и многочисленные изменения. Еще одна интересная деталь – постоянная беременность одной из соседок Элис. Она родит когда-нибудь? Или в симуляции женщина обречена вечно ходить с животом?

-4

Было ли падение самолета реальным?

Одна из наиболее очевидных загадок картины – странное крушение красного самолета, свидетельницей которого стала Элис. Женщина отправилась спасать летчика в пустыню, но ничего не обнаружила. Зато такой же красный самолет был у сына Маргарет, и для этой женщины проект "Виктори" тоже стал терзающей душу загадкой. Вполне вероятно, что никакого упавшего самолета не было – в этом просто нет смысла, но авиакатастрофа могла быть "багом" программы, чем-то вроде дежавю-кошки в "Матрице", артефактом, попавшим из другой симуляции.

-5

Что вызывало землетрясения в городе?

Если авиакатастрофа – разовый "глюк", то чем тогда было землетрясение? Нам показывают, что неоднократно жители городка испытывали странные подземные толчки, похожие на сейсмическую активность. Поскольку происходили такие инциденты исключительно в то время, когда мужчины отправлялись в штаб-квартиру секретного объекта, изначально можно было подумать, будто это отзвуки испытаний какого-то оружия. Но по мере того, как Элис всё больше узнает об изнанке проекта "Виктори", я склоняюсь к тому, что землетрясение вызывали перемещения мужчин между реальностью и симуляцией. Не знаю, как это работает, но выглядит логично.

-6

Как Маргарет открыла правду?

Спусковым крючком для поисков ответов на вопросы для Элис стала трагедия Маргарет. Судя по всему, Маргарет "проснулась" первой, но не смогла понять, каким образом работает ловушка – она отправилась в пустыню, где ее сын погиб, а сама оказалась на грани гибели. Фильм не объясняет, что послужило триггером для этой женщины, что заставило ее думать, что она находится в виртуальной реальности. В этом интересно разобраться, ведь и для Элис "прозрение" тоже наступило по стечению нескольких обстоятельств.

-7

Почему для мужчин проект опаснее, чем для женщин?

В фильме показано весьма необычное гендерное разделение. Мы знаем, что для мужчин смерть в виртуальном пространстве означает гибель и в реальности. Но для женщин это не так – и здесь возникает закономерный вопрос, что не так с этой программой? Предположу, что всё дело в том, каким образом в виртуальный "плен" попадают мужчины и женщины. Судя по всему, в реальности фильма инициаторами попадания в проект становятся именно мужчины, а поскольку они проходят процедуру одобрения и утверждения, получают дорогостоящую аппаратуру, то с них и спрос строже. У мужей в городке больше власти, но и исполнительность с их стороны должна быть стопроцентной. Иначе, чик-чик – и всё.

-8

Почему у проекта была столь хлипкая охрана?

Похоже, что Фрэнк продавал свои устройства деспотичным мужьям, чтобы те могли еще больше контролировать своих жен. Но в таком случае странным выглядит столь наплевательское отношение к безопасности внутри симуляции. Да, мы видели, что в момент эксцессов в городке объявлялись странные люди в красных костюмах, но их явно было недостаточно, они не были оснащены автомобилями или оружием, да и критические точки проекта оставались без охраны. Так, Элис свободно смогла добраться до "штаб-квартиры", она же – точка входа-выхода. Уж тут-то должен был быть какой-то контроль.

-9

Зачем Фрэнк настраивал Элис против себя?

Вообще, для человека, который "рулит" целым виртуальным городом, Фрэнк ведет себя крайне неосмотрительно и нелогично. В частности, непонятно, зачем он вступил в прямую конфронтацию с Элис – с их спора начались самые большие терзания героини. Вместо того, чтобы сгладить углы в беседе, в чем-то уступить или обманом успокоить, Фрэнк начал подначивать Элис и настроил жену Джека против себя. Именно Фрэнк подтолкнул Элис к тому, чтобы она заинтересовалась работой мужа и начала настраивать других женщин против их супругов. Очень странный шаг.

-10

Почему мужья не попытались убить Элис?

Когда Элис убила Джека она подняла на уши весь городок – женщина выскочила из своего дома, запрыгнула в машину и отправилась в пустыню искать точку входа в программу, чтобы покинуть симуляцию. Всё время, пока Элис пыталась совладать с нервами и машиной, вокруг нее было множество мужчин, но только муж Банни предпринял вялую попытку остановить соседку. Почему другие мужчины так равнодушно смотрели на разрушение их мира? Они верили в то, что всё еще можно будет "откатить" назад? Знали, что так просто Элис не убить? Боялись погибнуть сами? Удивительная апатия в миг, когда всё стоит на грани уничтожения.

-11

Зачем Шелли убивать Фрэнка?

В финальном хаосе, который породила Элис, весьма неоднозначно проявила себя Шелли – она убила своего супруга Фрэнка. Такой поступок не выглядит логичным – Шелли не казалась несчастной, как Маргарет, не выглядела встревоженной, как Элис, скорее, казалось, что ей в проекте комфортно. Тем не менее, она убивает Фрэнка. Почему? Она ощутила себя в ловушке и попыталась таким образом вырваться? Или же Шелли воспользовалась моментом, чтобы перехватить инициативу и самой стать главой внутри симуляции,а может, и вне ее? Странный ход, которому требуется объяснение.

-12

Как Банни узнала правду о проекте?

Финал картины открывает любопытную деталь – Банни в какой-то момент показывает, что она в курсе того, чем на самом деле является проект "Виктори". Нам не раскрывают, когда и при каких обстоятельствах героиня Оливии Уайлд узнала правду о фальши внутри окружающего ее мира, дается лишь небольшая подсказка – Банни остается внутри, потому что здесь ее дети живы. Вполне возможно, что, вопреки стандартам программы, в паре Банни и Билла именно она была инициатором погружения в симуляцию. Очевидно, какая-то трагедия заставила женщину поменять реальность на счастливую иллюзию.

-13

Почему открытие Элис взорвало фонари?

Немного странный вопрос, но я не понял, отчего в городке вдруг стали взрываться фонари, когда Элис поняла, что является пленницей симуляции? Раскрытие тайны мужчин каким-то образом повлияло на программу? Секрет повлек какой-то всплеск энергии? А может, это символическое изображение того, как в головах женщин начали загораться лампочки, сигнализирующие о том, что проект "Виктори" всех их держит в заложницах? Очевидно, что это всего лишь визуальный прием, но иногда и для них нужно обоснование.

-14

Кем являются люди в красном?

Из финала фильма мы можем понять, что все жители городка – это реальные люди, находящиеся в симуляции по своей воле или по незнанию. Но мы не получаем ответа на вопрос, кем являются "люди в красном" выполняющие обязанности не то охранников, не то слуг. Возможно, это нанятые для работы реальные люди, а может, всего лишь части виртуального кода, подобно Агентам из "Матрицы". Каждый раз, когда в городке происходит что-то экстраординарное, они появляются из ниоткуда и берут ситуацию под свой контроль. Так живые они или нет?

-15

Смогла ли Элис вырваться из плена?

Наконец, важно понимать, что с выходом из виртуальной реальности проекта "Виктори" для Элис злоключения не кончились. Да, она, очевидно, проснулась – мы понимаем это по финальному вздоху в начале титров – но только представьте, героиня Флоренс Пью пришла в себя в своей мрачной комнате, привязанная к кровати, рядом с мертвым мужем, и никто не знает, что ей нужна помощь. С одной стороны, Элис знает о "Виктори" слишком много, и может остановить программу. С другой – за ней вполне могут прийти люди, охраняющие проект. Как видите, здесь есть завязка на сиквел, и недурственная!

-16

В заключительных строках традиционно отмечу, что меньше всего мой материал нацелен на то, чтобы указать на непрофессионализм сценаристов картины – это не наш стиль. Все свои вопросы я воспринимаю лишь как возможные направления дальнейшего движения сюжетных конструкций в случае появления сиквела. Нет, я не пытаюсь направить создателей ленты, но пробую предугадать, что будет дальше, если такое "дальше" наступит.

-17

По этому фильму у меня, наверное, всё – я получил удовольствие и от просмотра, и от последующего осмысления. Надеюсь, и вам понравилось и увиденное, и прочитанное. Самое время двигаться дальше – к чему-то совершенно иному, но не менее увлекательному. Мой совет прост: заглядывайте регулярно и на канал Киноведа в штатском, и в его телеграм – у нас бывает свежо, занятно, интересно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не пытайтесь выйти из матрицы, и...

-18

Увидимся в кино!