Найти тему
РЕН ТВ

Метод Холмса: искусственный интеллект борется с банковскими аферистами

Оглавление

Фото: © Известия/Зураб_Джавахадзе
Фото: © Известия/Зураб_Джавахадзе

Самое главное оружие мошенников - психологическое. Они тщательно продумывают сценарий каждого звонка жертве или чата с ней.

Одним из залогов успеха становятся звучные должности - человеку звонят от лица якобы сотрудников Центробанка или спецслужб. Еще один прием - с первых слов запугать абонента, лишить его возможности трезво мыслить.

Но когда на пути аферистов встает искусственный интеллект, все эти ухищрения теряют силу. Подробности - в материале РЕН ТВ.

Уверенный тон и даже фальшивое удостоверение: приемы аферистов

Александра попросила не показывать ее лицо и изменить голос. Девушке до сих пор неловко – от того, как легко позволила мошенникам обмануть себя.

"Герб, имя сотрудника, номер, подпись - все как будто настоящее", - поделилась она.

Фальшивое удостоверение как один из элементов социальной инженерии. До этого – настойчивые звонки. Сначала якобы из ФСБ, потом от человека, представившегося сотрудником Банка России, который уверенным тоном заявил – преступники взяли на вас кредит, но все можно исправить.

"Чтобы помочь этих мошенников поймать, мне нужно сотрудничать с ФСБ и взять еще один кредит, чтобы деактивировать первый свой кредит. Отказываться от сотрудничества нельзя, потому что за это может быть штраф или даже уголовное преследование", - рассказала Александра.

О том, что Банк России не работает с физическими лицами, девушка подумать не успела. Пугала перспектива отдавать несуществующий долг – в полтора миллиона рублей. Напор и угрозы – вот основные инструменты в арсенале мошенников, для которых непростая ситуация в экономике – благодатная почва.

"За последние месяцы практически 82% россиян сталкивались с попытками мошенничества. Чаще всего это либо телефонное, либо онлайн-мошенничество – через такие дистанционные каналы", - сообщила  гендиректор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Преступники берут на вооружение новые схемы. Если раньше ограничивались звонками, то теперь готовы вступать в переписку. Все, чтобы завоевать доверие жертвы. И здесь основной упор на авторитет ведомства – именно поэтому данные вашей карты все чаще пытаются узнать якобы сотрудники спецслужб или Центробанка.

"Когда человек обращается от имени какой-то известной государственной структуры – во-первых, это уровень доверия, во-вторых, повышают эмоции человека, чтобы он испугался, допустим", - рассказал руководитель направления сетевой безопасности IT-компании Денис Батраков.

Как служба безопасности банка помешала мошенникам

В случае Александры мошенники играли по-крупному, и у них почти получилось. Девушка успела взять кредит и перевести деньги на указанный счет, но вмешалась служба безопасности банка. Сотрудникам удалось выяснить, что счет обычный, однако в какой-то момент его передали мошенникам.

"Поступил сигнал от нашей системы противодействия мошенничеству. Сотрудник сразу обратил внимание, что номер телефона, привязанный к счету, недавно поменялся. Второй тревожный сигнал заключался в том, что по счету давно не было никаких операций. И третье – после крупного пополнения сразу же последовала попытка снятия наличных", - рассказал заместитель руководителя центра экосистемной безопасности "Тинькофф" Олег Замиралов.

После таких сигналов счет, с которого пытались вывести деньги, был сразу заблокирован. Спасти полтора миллиона рублей помогла и бдительность сотрудников "Тинькофф", и специальная программа мониторинга мошенничества.

О системе и умных алгоритмах

Такая система позволяет отслеживать подозрительные банковские операции – вовремя выявляет аномалии и объединяет их в общую схему.

В перспективе умные алгоритмы защиты между банками и операторами связи сведут к минимуму все успехи телефонных мошенников, не позволяя им выводить украденные средства. Пока же советы специалистов остаются прежними – бережнее обращаться со своими персональными и, тем более, банковскими данными и сохранять трезвый рассудок – во время всех телефонных разговоров.