Мы собрали работы художников 19-го века, которые точно можно встретить на ЕГЭ по истории. На ЕГЭ пригодится и автор, и название, поэтому их лучше запоминать заранее.
Васнецов Виктор Михайлович
Алёнушка
Работа над картиной началась в 1880 году с пейзажные этюдов на берегу Вори в Абрамцеве и у пруда в Ахтырке.
Васнецов так отзывался о своей картине:
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Со временем в восприятии зрителей картина оказалась связана со сказкой про сестрицу Алёнушку и брата Иванушку.
Витязь на распутье
Сюжет картины возник под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники».
В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.
Богатыри
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы. Небо пасмурное и тревожное. Означает грозящую богатырям опасность.
Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова. Он был подарком от Васнецова. На эскизе стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Почему? Васнецов создал этот, когда был в мастерской Поленова. Подарить его он хотел уже тогда, но Поленов отказался, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. А закончена работа была только 20 лет спустя.
Шишкин Иван Иванович
Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит место самого сильного художника. Воспроизводил растительные формы с тонким пониманием мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав.
Рожь
На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии. Елабуга — родина Шишкины. Идея написать эту картину появилась во время поездки туда с дочкой в 1877 году.
Утро в сосновом лесу
Предположительно, замысел картины был подсказан Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. И сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».
Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. По словам коллекционера, в картине всё, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Суриков Василий Иванович
Три полотна 1880-х годов: «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни» — иногда объединяют в историческую трилогию Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII—XVIII веков.
Утро стрелецкой казни
«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории
Меньшиков в березове
На ней изображён Александр Меншиков, фаворит Петра 1, который после краткосрочного периода абсолютной власти при малолетнем Петре II вывел из себя его ближайшее окружение и был отправлен в ссылку в город Берёзов.
Боярыня Морозова
Интерес Сурикова к теме старообрядчества связан с сибирским детством. В Сибири было много старообрядцев. Были распространены рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».
Согласно ей, 17/18 ноября 1671 год от Рождества Христова знаменитые сёстры-«расколоучительницы» Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, содержавшиеся «в людских хоромах в подклете» московских палат Морозовых, были отправлены в Чудов монастырь. Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью показала двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
Сюжетом картины является решающее сражение между казачей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Полотно стало заметным событием на 23-й выставке Передвижников и было приобретено императором Николаем II.
Левитан Исак Ильич
«Март» относят к серии «жизнеутверждающих произведений» Левитана 1895—1897 годов. Туда же попадает и «Золотая осень». Полотно «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. И является примером влияния импрессионизма на творчество художника.
Март
Золотая осень
Серов Валентин Александрович
Девочка с персиками
Картина написана в усадьбе Саввы Мамонтова в селе Абрамцево. В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Серову на тот момент было 22. Он часто гостил в имении и предложил девочке позировать. Она позировала каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцеве висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее
Верещагин Василий Васильевич
Апофеоз войны
На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан со средневековым правителем и полководцем Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. В итоге, было выложено семь пирамид из голов.
По другой версии, картина была создана под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Врубель Михаил Александрович
Демон сидящий
Картина написана на ту же тематику, что иллюстрации для переиздания Лермонтова. Но на стилистически картина полностью независима.
Немного об иллюстрациях.
Они были выполнены чёрной акварелью. Монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик.
Царевна-Лебедь
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых и была «Царевна-Лебедь».
Этот материал от школы MAXIMUM призван помочь самостоятельно подготовиться к ЕГЭ. Хочешь узнать все секреты подготовки к ЕГЭ? Попробуй наши курсы!