Одежда быстрее других элементов повседневной культуры реагирует на тенденции современности. И потому, по прошествии времени именно она дает нам столь четкие представления о том, какие нравы, мысли и смыслы царили в ту или иную эпоху. Сверхскоростной в отношении перемен и катаклизмов ХХ-й век не стал исключением, даже наоборот. На примере изменения мужского силуэта в прошлом столетии попробуем в этом убедиться.
На рубеже прошлого и позапрошлого столетий женская мода более бурно и активно реагирует на исторические, политические, социальные, да какие угодно – изменения в мире. Так, за один двадцатый век женщина успела отказаться от многовекового наследия (с XIII-го века!) в виде корсетов и переодеться в мужской костюм. Сменить кожаные сапоги едва ли не до подмышек на платформу, а шпильки на мюли. Оказаться от вуали в пользу почти театрально яркого макияжа, прежде считавшегося уделом дам полусвета.
А вот в мужской одежде значительных изменений не произошло. Все так же оставалось консервативным и удобным в ношении. Мужчины начала прошлого века носили брюки, фраки, длинные пальто, что остается универсальным даже в наши дни, несмотря на робкие попытки надеть юбки и кое-где вовсе отказаться от разделения одежды по гендерному признаку.
В начале ХХ-го века большие длиннополые шубы из шерсти животных, которые часто носили зимой во второй половине XIX-го века, мода на которые пошла вместе с "золотой лихорадкой", уже вышли из моды. Так популярны и актуальны еще в середине позапрошлого века они были, т.к. являлись символом (как и белозубые улыбки - хищный оскал, спортивная физическая форма) успеха, того, что в этом Клондайке обладателю шубки повезло. Тогда суровая Северная Америка была далека от современных представлений о роскоши и комфорте, и их заменителями как раз-таки выступали броская дорогая одежда, теплая и требующая много тканей. Шубы, меховой ворот, оторочки, бархат и атлас отлично подходили для этого. Но уже спустя примерно полвека это все выглядело, конечно, китчем.
Итак, начало века прошлого. На официальные и торжественные мероприятия мужчины надевали фраки, смокинги, бабочки. В этом смысле английский король тех времен Эдуард VII считался иконой стиля мужской моды тех лет. Принято считать, что это он ввел моду на стрелки на брюках и подвороты. Стоит заметить, что мужской силуэт одежды был универсальным для всех классов: что для рабочих, что для богатых. И это тоже признак времени – кругом в Европе и России бурлили революции, перемены, стремление к социальному и гендерному равенству. В женской моде это отражалось в том, что дамы тоже сели за руль автомобиля, на мотоцикл или велосипед. Стали курить, играть в теннис – и все это потребовало изменений в одежде. Их шляпки стали куда более лаконичными и спортивными, как и обувь, а общий силуэт и вовсе приблизился к мужскому. То же и в плане социальных страт – активный акцент на классовом различии считался дурным тоном. Мужская мода, будучи в целом куда менее разнообразной, тем более оставляла меньше различий для разных сословий. Но одежда различалась лишь качеством ткани и пошива.
В моде неизменно оставались шляпы и цилиндры, однако пришел в мужскую атрибутику так называемый котелок, который носился вместе с повседневным нарядом. Волосы мужчины стригли в основном коротко. Борода и усы остались, только бороду стригли уже более округло, в то время как раньше ее обычно делали остроугольной, на романтичный манер испанских идальго. Эта романтика образа продлила свое существование и в следующем десятилетии, будто не чуя грядущих катастроф.
Автор: Юлия Милович-Шералиева
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/