Найти в Дзене
Андрей Имберг

ГЛАВА 45 ( Из серии "Хроники старого меломана")

Pink Floyd .Начало пути.
Pink Floyd .Начало пути.

ГЛАВА 45 ( Из серии "Хроники старого меломана")

"НЕ ДЛЯ ВСЕХ И НЕ ДЛЯ КАЖДОГО" .

Так называется статья напечатанная в журнале "Наш современник"ориентировочно в 1989-ом году. К сожалению у меня в тетради не сохранилась фамилия автора статьи, да и то,что это тот самый журнал уверенности тоже нет .Статья,как всегда написана от руки и содержит любопытный материал о самом раннем периоде творчества группы PINK FIOYD. Обычно этот период мало кого интересует за исключением некоторой категории людей,которые относят себя к элите музыкальной культуры и с известной долей снобизма рассуждают о том,что эта музыка не для простых смертных и понять её может далеко не каждый.Признаюсь сразу, что я обычный обыватель и пишу свои статьи для таких же обывателей поэтому не стану делать вид,что я действительно глубоко разбираюсь в этой музыке.Что касается раннего периода группы "Pink Floyd" ,то это как раз тот случай,когда я действительно ничего в этом не понимаю ,даже если меня сочтут невежей или неучем.Возможно,что если бы бы я наглотался "колёс" или покурил бы травки ,как Сид Баррет что бы быть в теме то тогда,вероятно,я бы был с ними на одной волне,а так,если по честному,для меня Pink Floyd начинается с альбома "Atom Heart Mother"-это как раз то,что я действительно понимаю.Автор предлагает нам познакомиться как раз с ранним творчеством.Признаться после прочтения этой статьи я заново переслушал их первые пластинки,но, все же, остался при своем мнении.Возможно ,у читателя мнение будет другое.Вот эта статья:

Сборник на котором представлен самый ранний материал группы.
Сборник на котором представлен самый ранний материал группы.

"Любая музыкальная статья-это попытка всеобъемлющего анализа прежде всего самой музыки,с небольшими отступлениями в области фактов и событий,а поскольку факты тем и хороши,что практически не нуждаются в комментариях,рассказ о группе сводится к попытке объяснения её музыки.

У истоков "Пинк Флойд"стояли два человека:Сид Баррет и Роджер Уотерс.Они учились в одной школе в Кембридже вместе с будущим гитаристом Дэвидом Гилмором.После окончания школы Баррет поступил в лондонский художественный колледж,а Уотерс в политехнический институт,где изучал архитектуру.На одном отделении с ним учились Ричард Райт и Николас Мэйсон.Первым в музыку пришел Сид Баррет:вначале он выступал с группой "Geoff Mott and the Mottos",потом играл в группе "The Hollering Blues".Oчень недолго существовал его дуэт с Гилмором.Чуть позже Уотерс, Райт и Мэйсон создали группу "Sigma 6".Вскоре трио сменило название на "The Set", потом они назвались "Меgadeath" и "Screaming Abdabs". Вскоре к ним присоединились Баррет и джазовый гитарист Боб Клоуз..В конце 1965-ого года квинтет в очередной раз сменил название- на этот раз на "Pink Floyd sound"в честь любимых джазовых музыкантов Сида, Пинка Андерсона и Флойда Каунсилла .Буквально через несколько дней из названия исчезло слово "саунд" и вместе с ним "лишний гитарист Клоуз.Такова вкратце предистория "Пинк Флойд"".Весь 1966-ой год группа создавала своё звучание,тот самый "саунд" ,который не случайно промелькнул в названии. "Пинк Флойд"постоянно выступали в знаменитом лондонском клубе "Марки" .К середине 1966-ого года музыка группы представляла собой необычную по тем временам смесь ритм-блюза,блюза и английского бита, но уже тогда наметился уклон в "космическую психоделию",позже ставшую опознавательным знаком "Пинк Флойд".

Сид  Баррет явно чуть не в себе.
Сид Баррет явно чуть не в себе.

Обязанности в группе распределились следующим образом: Сид Баррет-гитара, вокал; Роджер Уотерс- бас-гитара ,вокал ; Ричард Райт-клавишные и Ник Мэйсон-ударные.К сотрудничеству были привлечены два менеджера,Питер Дженнер и Эндрю Кинг,которые помогли группе получить контракт с фирмой EMI. Это произошло в конце 1966-ого года.А в январе 1967-ого года появился первый сингл группы "Арнольд Лэйн",слова и музыку к которому написал Баррет..Необычное звучание новой группы,непривычный для тех лет текст привлекли интерес,и композиция заняла 20-ое место в хит-параде: "Пинк Флойд" заявили о себе,как о лидерах английского андерграунда.К этому стилю относили тогда любого,кто отказывался играть,как "Кинкс" или "Манкиз"- законодателях мод и ритмов тех лет. Даже "Битлз" со своим революционным "Сержантом Пэппером"на какое-то время оказались в андерграунде.А если учесть,что 1967-ой год стал весьма щедрым на музыкальные события- в мир перепуганной попсы решительно вступил Джими Хендрикс а,в американских хит-парадах возник дебютный альбом группы"Грейтфул Дэд", предвестников блюзовой психоделии, а в Англии на вершину хит-парадов синглов поднялась композиция "Бледный оттенок белого цвета"группы "Прокол Харум".На Бродвее ставится мюзикл "Волосы",выходит телевизионный фильм "Битлз" "Волшебное таинственное путешествие" и начинается издание журнала "Роллинг Стоун"-популярность "Пинк Флойд" говорит о многом.Прежде всего о том,что группа не испугалась конкуренции со стороны признанных "живых классиков"и не менее талантливых новичков,они просто не думали о конкуренции и делали своё дело.

В группу уже приглашён Дэвид Гилмор.
В группу уже приглашён Дэвид Гилмор.

1967-ой год так же был годом "детей цветов" и идеология хиппи наложила свой отпечаток на творчество подавляющего большинства групп тех лет.А "Пинк Флойд"со своей призрачной нервной музыкой стали просто кумирами хиппи-интеллектуалов.Поэзия Баррета котировались среди английских хиппи также высоко как стихи Джима Моррисона в Штатах.На концертах "Пинк Флойд"всё чаще стали применять квадрофоническую систему "звуковой обработки зала",а их световые шоу с лазерными прожекторами и фейерверками привлекают зрителей не меньше чем сама музыка.В мае 1967-ого года выходит второй сингл "See Emily Play("автор снова Баррет) и занимает 6-е место в национальном хит-параде.Дебютный альбом "The Piper At The Gates Of Dawn" появился в августе.Доминиркющая роль Баррета была очевидна: из 11-и композиций входящих в пластинку,лишь одна написана Уотерсом, автор остальных 10-и- Сид. Баррет создавал очень яркую музыку, не без мелодического влияния "Битлз" ,но сердце её составляла психоделия.И,несмотря на то ,что Баррету особенно удавались короткие композиции, имеющие все шансы на успех в хит-параде, всю последующую концепцию"Пинк Флойд" определили такие вещи,как"Astronomy Domine"и "Interstellar Overdrive",мерцающие облака-странники,приплывшие в небо Земли из галактических глубин.

Pink Floyd музицируют.
Pink Floyd музицируют.

Баррет начинает экспериментировать с ЛСД. К концу 1967-ого года становится ясно,что психическое состояние лидера "Пинк Флойд" катастрофически ухудшается-он не может выступать перед публикой,его мучают галлюцинации.В феврале 1968-ого года он по собственной воле ложится в психиатрическую клинику,и на его место приходит Дэвид Гилмор.Как гитарист Гилмор становится более чем равноценной заменой Баррета, а Уотэрс отнюдь не уступал Баррету-поэту, но без Сида "Пинк Флойд" стали совершенно другой группой. Второй альбом "А Saukerful Of Secrets" был записан летом 1968-ого года.Он во многом продолжает линию первой пластинки,но во многом и уступает ей : рядом с мощными абсолютно завершенными композициями ,такими,как "Set The Controls For the Heart of the Sun" и сама "A Saukerful Of Secrets" соседствуют простые ,наивные вещи. В пластинку вошла и одна вещь Баррета,"Jugband Blues" ,где он провидчески заявил:"Должен сказать вам со всей ясностью,на самом деле меня здесь нет".После этих двух первых работ"Пинк Флойд" уже создают свой неповторимый саунд, который позволяет безошибочно узнать группу с первых секунд фонограммы.Композиции становятся всё более изысканными и длинными-"Пинк Флойд" привлекают внимание великого кинорежиссёра Антониони и пишут музыку к его фильму "Забриски Поинт"

"Pink Floyd в студии.
"Pink Floyd в студии.

В 1970- ли году "Пинк Флойд" создают своё самое сильное произведение ,концептуальный альбом"Atom Heart Mother".Как в увеличительное стекле ,собирающие разрозненные солнечные лучи в одну светящуюся точку ,способную испепелять дотла или развести теплый мирный огонь,эта работа вобрала в себя музыкальный опыт предидущих поколений.Осмыслить наследие веков человек не в состоянии-"Пинк Флойд" не являясь ни в коем случае носителями этого опыта, проделали его интуитивный анализ и создали своего рода эмонациональный концентрат жизни и модель Вечной души,которые и преподнесли равнодушному человечеству. В манере игры Райта очень много от техники традиционных церковных органистов- музыка Господа требовала определенного подхода, и он получил развитие в творчестве "Пинк Флойд".И если сказать,что группа создала современную мессу, это не будет ни преувеличением ,ни кощунством. К 1973-ему году музыканты поняли свою проблему,если не сказать беду: глубоко несчастные люди, они обогнали своё время на несколько десятилетий. "Atom Heart Mother" люди по настоящему оценят только в 21-ом веке,-сказал Ник Мэйсон,-приходилось спускаться с небес на землю". И они вернулись к людям с пластинкой "The Dark Side Of The Moon". И вот это люди поняли: если до "Обратной стороны Луны "Пинк Флойд " пользовались популярностью в среде музыкальных снобов,то после неё музыку группы стали крутить на дискотеках и в магазинах."Пинк Флойд " стали называть супергруппой- словно до этого они были не "супер", а "Обратная сторона Луны" побила все рекорды долгожительства в хит-парадах: в 1980-ом году альбом отпраздновал 302- е недели среди 200-от самых популярных альбомов Америки,в 1983-ем году недель стало уже 491,а потом их просто перестали считать.

В начале мировой славы.
В начале мировой славы.

Все последующие альбомы можно рассматривать,как сольные диски Уотерса , чьё лидерство после ухода Баррета превратилось в диктатуру. Нет никаких претензий к текстам этих альбомов,они,как всегда, безукоризненны и отмечены печатью истинного поэтического таланта,но музыка... Она стала более земной,и жители Земли это ощутили: грустные сказки,сотканные из живых нервов,которые "Пинк Флойд" рассказывали до 1973-его года ,понимали не все,только немногие брались расшифровывать их ,только те ,кому внутреннюю свободу подарили мятежные '"Пинк Флойд" .Сейчас музыку и слова ,которые группа создала после 1973-его года можно безбоязненно анализировать,"Atom Heart Mother" анализировать трудно потому,что изначально мало,кто чтобы понял.Может быть имело смысл оставаться снобами? "

Атомное сердце матери.
Атомное сердце матери.

Вот такая вот статья . Судя по некоторой изощренности и замысловатости изложения статью писала женщина, вероятно так же относящая себя к музыкальным снобам о которых сама же и упоминала. Свое мнение о ранних альбомах группы я уже высказал в начале статьи,но,вероятно, у читателей есть своё мнение и, хотя меня уже не переубедить ,буду рад прочесть и другие мнения на этот счёт.Надеюсь вам было не скучно.До новых встреч на страницах "Хроники старого меломана".