Найти в Дзене
Science & Future

У SpaceX очень не скоро появятся конкуренты — компания производит один ракетный двигатель в день! На Луну, как на дачу?

Оглавление

Когда NASA в прошлом году выбрало Starship от SpaceX для возвращения человека на Луну, этот выбор называли самым рискованным из предложенных агентству вариантов.

Да, с одной стороны система Starship/Super Heavy максимально продвинутая и современная, но с другой — никто никогда ничего подобного не делал, то есть риски максимальные.

Тем не менее, NASA в общем-то ничего не оставалось, ведь из-за того, что SpaceX самостоятельно инвестировала в проект миллиарды долларов, её заявка была самой дешёвой. Ну а уверенности в том, что поставленная задача будет выполнена, Маску не занимать.

В результате отбора были отмечены две основные проблемы проекта от SpaceX

По словам Марка Кирасича, заместителя помощника администратора NASA, который курирует разработку лунных миссий по программе Artemis, крупнейшими технологическими проблемами концепции Starship/Super Heavy были новый ракетный двигатель Raptor и транспортировка и хранение жидкого кислорода и метана на орбите.

Важность двигателей переоценить крайне сложно. Мало того, что сразу 33 Raptor 2, установленные на первой ступени Super Heavy, должны будут забросить корабль Starship на орбиту, так ещё 6 штук на последнем должны будут довывести его на опорную, затем на переходную, прилунить, а затем, спустя несколько дней пребывания на Луне, заново запуститься, чтобы вернуть астронавтов домой. При выходе из строя двигателей речь идёт о жизнях астронавтов.

SpaceX не подвела

На прошлой неделе во время заседания подкомитета Консультативного совета NASA Кирасич сказал, что SpaceX добилась существенного прогресса в обоих направлениях.

Двигатели

Во-первых, компания успешно перешла от Raptor к производству Raptor 2, увеличив производительность и тягу при уменьшении количества деталей и сокращении времени на изготовление и испытания.

Во-вторых, была достигнута цель по производству одного двигателя в день!

Просто для сравнения. Тяга Raptor 2 практически такая же, как у ракетного двигателя RS-25, который будет использоваться на SLS. Этот двигатель был разработан Rocketdyne в далёких 1970-х годах для программы Space shuttle. Казалось бы, надёжней работать с этой компанией и этими отработанными движками, так как она имеет многолетний опыт их производства.

Собственно, в 2015 году Aerojet Rocketdyne получила от NASA контракт стоимостью 1,16 миллиарда долларов на «перезапуск производственной линии» двигателей RS-25. то есть деньги были выделены на восстановление производственных мощностей, а не на создание двигателей. За каждый двигатель NASA платит ещё более 100 миллионов долларов. При этом, по результату данного контракта, предполагалось, что производить Aerojet Rocketdyne будет по четыре двигателя в год! Ещё один факт, подтверждающий мнение о том, что SLS — мертворождённый проект...

Топливо

SpaceX также активно работает над демонстрацией хранения и транспортировки криогенного топлива в космосе.

Уже разработана и согласована с NASA тщательная программа наземных испытаний и, что более важно, программа тестирования перекачки топлива в космосе, включая измерение выкипания (если коротко, то, несмотря на то, что в космосе очень холодно, при воздействии солнечного света объекты могут сильно нагреваться).

-2

Кирасич добавил, что SpaceX в настоящее время нацелена на начало декабря для испытательного орбитального полёта Starship/Super Heavy, хотя этот график зависит от ряда факторов, включая полное статическое огневое испытание Super Heavy с 33 двигателями, лицензию FAA на запуск и окончательную подготовку наземных систем на стартовой площадке SpaceX в Южном Техасе.

После этого испытательного полёта, по словам Кирасича, с NASA согласовано три дополнительных лётных испытания Starship для демонстрации хранения и перекачки топлива на орбите. Первое из этих испытаний предполагает демонстрацию перекачки топлива из бака в бак; во время второго топливо будут перекачивать из одного Starship в другой; а третье должно быть полноценной имитацией лунной миссии «от склада топлива на орбите до посадки на Луну».

Если всё пойдёт по плану, то, по словам Кирасича, номинальная цель беспилотного испытательного полёта Starship на поверхность Луны и обратно на лунную орбиту — ближе к концу 2024 года.

Какой тут может быть итог? Только тот, что в заголовке. Ну и следует отметить, что, судя по всему, существенных проблем с полётами на Луну в итоге не предвидится. Вопрос только в целях её освоения, о чём я рассуждал в недавней статье.

Согласны?

Чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на канал, а также на каналы в Telegram и ВК. Ну и делитесь статьёй с друзьями.