Сегодня продолжим обсуждение личностных качеств предпринимателя. Бытует мнение, что стойкость и безжалостность, проявление силы - неотъемлемые качества успешного предпринимателя. Давайте разберемся.
Лучше это сделать на конкретном примере из практики. К нам за консультацией обратился предприниматель активно развивающейся успешной компании. Молодой человек точно знает, что хочет от жизни, куда должно двигаться предприятие. Наш герой проявляет жестокость с грубостью в общении с персоналом, непреклонен в суждениях, принимает только подчинение. На вопрос, какую цель преследуете Вы, транслируя подобное поведение, слышим ответ «ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ! Я должен показать силу и заставить подчиняться, только в этом случае мы сможем добиться успеха. Чувствам и сантиментам в бизнесе нет места.» В компании сформировалась атмосфера деспотизма. Руководитель не доверяет сотрудникам, большую часть работы выполняет самостоятельно. Утомление и гнев стали постоянными его спутниками. Смена сотрудников не заставляет себя ждать. Все враги, кругом засада!
К сожалению, в очередной раз столкнулись с проявлениями патогенного мышления, целью которого становится «сделать мир лучше, наладить процессы, организовать людей и т.д.» Благими намерениями вымощена дорога в ад. Становится ли его мир действительно лучше? Конечно нет! Но наш герой не способен это оценить.
Мы утверждаем, необходимая стойкость не становится бессердечностью. Тогда как отличить одно от другого? Стоит определить границы устойчивости. Что считать устойчивостью? Строго придерживаться своих установок и держать лицо, подавляя свои эмоции и естественность. Либо быть человеком со своими чувствами и способностью сопереживать, но естественным и устойчивым к стрессу?
Проявленная твердость в формировании кадров, производственная необходимость уволить сотрудника может заставить руководителя испытывать вину или даже стыд, нередко и страх. Именно эти чувства связывают человека с реальностью, независимо от занимаемой им должности. Посредством переживаний мы взаимодействуем с внешним миром. Опасно - боимся, обижаем других - чувствуем вину, не оправдали собственных ожиданий - стыдимся. Саногенное мышление определяет важный критерий - УМЕСТНОСТЬ. Умение терпеть стыд не делает человека бесстыжим, наоборот позволяет признать ошибку или позволяет принять себя и терпимо относиться к ошибкам других. Терпеть обиду не равно попустительству, наоборот, это возможность проявить снисхождение и скорректировать ожидания. Посмотреть реальности в глаза. Общество с уважением относится к тем, кто способен признавать ошибки, а вместе с тем исправлять их.
Бесчувствие не соответствует реальности. Это ошибка, уверенность в собственной непогрешимости, в безупречном прогнозировании поведения окружающих может стоить очень дорого, если от Ваших решений зависят жизни сотрудников и процветание бизнеса. Приобретенная грубая форма поведения руководителя, жестокость и безразличие, как результат пренебрежение к последствиям, становятся губительными. Оскорбленный сотрудник не будет мучиться угрызением совести при сливе данных или передаче ценной информации конкурентам. Месть избавит его от страха или чувства вины. Он будет жаждать навредить вам. Это представляет реальную угрозу! И репутационные риски. Недобросовестная конкуренция, саботаж нередкие спутники необдуманного высокомерия руководителя.
Вспомним сказку Золотой ключик. Карабас Барабас был жестким деспотичным руководителем с плеткой в руке. От которого сбежал весь его кукольный театр, посмеявшись и унизив его.
Является ли проявление подобной «силы духа» конструктивной? Отнюдь, неспособность адекватно реагировать на сложившиеся ситуации – упрямство, граничащее с глупостью. Наш герой не способен находить связь с реальностью. Бизнес - это вид социальных отношений. Сказанное справедливо для любого уровня этих отношений, будь ты начальник или подчинённый, статус не важен! Подобные правила актуальны для всех участников.
Крайностям здесь не место.
Приглашаем к нам наладить связь с реальностью и обеспечить безопасное существование.