Найти тему
Смотровая площадка

«На Западном фронте без перемен» — самая своевременная кинопремьера 2022 года

На Netflix вышла поражающая жестокостью душераздирающая интерпретация романа Ремарка, на этот раз немецкая. И это многое объясняет.

Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»

Открывается фильм идиллическим пейзажем: тихий лес и горы, освещенные прозрачным восходом солнца. Лисенок сосет молоко матери. Камера устремляется к просвету, куполу неба между верхушками деревьев, как у Бондарчука в «Войне и мире» или в фильмах Терренса Малика. Только потом дымка рассеется, открывая бесконечную панораму: промерзшая бурая от крови земля, усеянная телами. Тишину прервет шквал лютого боя, тьма ворвется в свет, в космос природы, взывающей к покою и миру.

…17-летние мальчишки подделывают подпись родителей — только бы на фронт! Замучились ждать: третий год войны. В школе впавший в ура-патриотический раж учитель Канторек вдохновляет на подвиги толпу старшеклассников: «Вы железная молодежь Германии! Кайзеру нужны солдаты, а не дети!» Сомненья прочь, нерешительность уравнена с предательством родины. Во Фландрию! В бой! За кайзера, за бога, за отечество! И вот уже мальчишки в больших касках вычерпывают из окопов ледяную грязную жижу, не чувствуя рук, потом падают в нее; замерев от страха, лезут под дождь пуль из окопа, подгоняемые штыком офицера: вперед, вперед, через трупы других солдат.

«Что-то я не так себе это представлял», — растерянно повторяет новобранец.

Так начинаются фронтовые злоключения юного солдата Пауля Боймера, отправившегося добровольцем на фронт вместе с верными друзьями-одноклассниками. Он будет терять их одного за другим. Страшно и глупо… Пока не потеряет себя.

Антимилитаристский роман Ремарка, написанный в жанре дневниковой прозы от первого лица и опубликованный во встающей с колен Германии в 1929-м, прогремел на весь мир. Был запрещен в ряде европейских стран и чуть ли не мгновенно воплощен на экране Голливудом. Экранизация Льюиса Майлстоуна, удостоенная двух «Оскаров» в 1930-м, считается канонической, версия, снятая в 1979-м Делбертом Манном, откровенно цитировала классический майлстоунский фильм.

Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»

Сравнивать картину Эдварда Бергера («Ваша честь», «Германия 83» или «Телефон полиции — 110») с романом или другими экранизациями — дело безнадежное. Это авторская интерпретация, бесстрастно вычеркивающая целые главы (как, например, отпускная жизнь героя — чужого в мирной жизни), полностью сосредоточенная на главном — круговерти кровопролития и хаоса. Снятое на немецком языке несколько монотонное, но страстное кино Бергера — возвращение к почти забытому «вопросу вины».

Бергер сохранил главное достоинство романа — обжигающий эффект присутствия.

Но Бергер, наследуя жесткой эстетике Элема Климова в «Иди и смотри» и экзистенциальным размышлениям Малика в «Тонкой красной линии», пишет свое мегаполотно (почти два с половиной часа) маленькой кистью, сосредотачиваясь на цепких деталях. Это ощущение создает и механическая музыка Фолькера Бертельсманна, скрежещущая, как заводской конвейер, воющая, насыщенная зловеще хрипящей электроникой и ударами малого барабана, звучащими как выстрелы.

Вот идет гигантская стирка после битвы. В чанах ворочают тяжелые шинели, сливают красную воду. Вот швейные мастерские, здесь мастерицы штопают прорехи — отверстия от пуль на выстиранных шинелях. На одной бирка с надписью: «Генрих». Этого случайного солдата камера выхватит в первые минуты боя. Через минуту убитый Генрих свалится замертво. Паулю дадут чистую шинель с чужим именем. Ошибка? Конечно! Унтер-офицер быстро срывает этикетку с именем.

Шинель Генриха — макгаффин войны и символ. Униформа важнее имени, самого человека. Умершего списывают, униформа продолжает воевать.

Гигантский спортивный зал завален зеленолицыми трупами отравленных газом, не успевших натянуть маски. Так пойдет дальше — в Германии никого не останется. Но цепь новых солдат из резерва на общем плане ползет по брустверу, как муравьи. В какой-то момент и Пауль станет сборщиком жетонов погибших — сборщиком смерти.

Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»

Сценарий Бергера, Лесли Патерсон и Яна Стоукелла фокусируется на медленной дегуманизации милого юноши Пауля Боймера.

Незаметно в милом юноше просыпается беспощадное звериное мертвое начало. Попав в одну воронку от бомбы с французом, колотит его ножом. Француз долго мучительно стонет, и в озверевшем подростке Пауле просыпается человеческое. Он поит француза водой из лужи, смотрит его документы. В безымянном враге распознает человека, к тому же из его сословия: печатника Жерара, не расстающегося до последнего часа с фотографией жены и дочки.

В предыдущих экранизациях в роли Пауля снимались харизматичный большеглазый Лью Эйрс и красавчик Ричард Томас. У Каммерера непримечательное, рядовое лицо, в толпе не узнаете — он не особенный, один из многих. И история его героя самая обычная.

На протяжении фильма наблюдаешь, как гибнет Пауль Боймер, его бессмертная душа: от страха — к жесточайшему разочарованию, от гибели друзей — к ненависти, от неоправданных надежд — к зияющей пустоте.

Определение «потерянное поколение» обретает дополнительный объем. Это какая-то химическая реакция: они потеряны не только для мирного будущего — нули, исполняющие приказ, рассеяны на молекулы — им не собраться, не восстановиться.

А над переданной во всех оттенках бескрайней битвой — другая, в прямом смысле слова параллельная линия: переговоры в высших инстанциях. Военная иерархия Германии понимает, что война проиграна. Западный фронт превратился в затяжную позиционную битву, линия соприкосновения практически не меняется, там уже погибло более трех миллионов солдат. Но генералы проклинают жалких социал-демократов вроде писателя Маттиаса Эрцбергера, главы немецкой делегации, предлагающего остановить огонь. В глазах правых ура-патриотов люди, подобные Эрцбергеру, продают отечество.

Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма Netflix «На Западном фронте без перемен»

Первой изданной в СССР книгой Эриха Марии Ремарка стал сделавший его знаменитым, хотя по-юношески и неловкий роман «На Западном фронте без перемен», напечатанный почти одновременно с выпуском в Германии. На какой-то период ее в сталинские времена запрещали. Причина — предисловие врага народа Радека. Молотов в письме-доносе Сталину называл роман примером тупой буржуазно-пацифистской литературы. Стоит ли говорить, что книга была нещадно раскритикована и в Германии. Фашистские и националистические газеты обвиняли автора в клевете на немецкого солдата, в поругании национальной чести. Пытались запретить фильм Майлстоуна. Посланные Геббельсом штурмовики во время сеансов выпускали в зале крыс, рассыпали удушливый порошок…

Ремарк вернулся в СССР уже во времена оттепели, немедленно обосновавшись во всех домашних библиотеках. Это правда, в Советском Союзе Ремарка знали и любили гораздо больше, чем в Европе, включая Германию.

Кажется, снова пришло время Ремарка, время простых истин, доступных миллионам и их очеловечивающих. Если это еще возможно.

Вы прочитали сокращенную для дзена версию материала кинообозревателя «Новой газеты» Ларисы Малюковой. Полная версия материала здесь.