Всем здравствовать!
Сегодня речь будет о такой важной составляющей морской романтике, как пиратство. О том, какие подвиги совершают сейчас современные наследники жынтыльменов удачи, все эти современные аналоги Чёрных бород, Френсисов Дрейков и прочих Евгениев Воробьёвых.
Так, вот, как ни странно, но согласно докладу Международного морского бюро (IMB), за 9 месяцев текущего, 2022 года, зафиксирован самый низкий уровень актов бандитизма на море, не то, что в сравнении с прошлым годом, а вообще, за последние тридцать лет.
Морские бандюки ( давайте называть явление своими словами, а не придавать некий романтический флёр) немного присмирели во всех местах своих деяний. Хотя и не всех, но об этом чуть ниже.
Присмирели настолько, что уже районы Индийского океана возле Африканского рога объявлены безопасными для коммерческого судоходства.
В этом году было получено 90 рапортов о нападении на суда в Мировом океане, в прошлом же году таких атак было 97. В 95% атак бандитам удалось проникнуть на борт судов.
Подверглись нападению суда стоящие на якоре - 40 случаев. На ходу судна - 37 атак. Суда, пришвартованные в порту - 13 происшествий.
По типу судов. самые атакуемые - балкеры - 40 судов. Затем следуют танкеры - 23. В конце списка - контейнеровозы - 13 случаев.
А теперь по регионам, или особенности национального пиратства. Да, у этого морского бандитизма есть свой национальный колорит. В каждом районе Мирового океана промышляют по своему. И в мире есть несколько проблемных мест, где можно встретить морских разбойников.
Самые разрекламированные и знаменитые, это конечно же, бандиты из Сомали. До их успешного появления на сцене средний обыватель знал о современном пиратстве разве только из художественных фильмов, типа "Пираты ХХ века" и "Тайны мадам Вонг", да из редких газетных заметок под рубрикой "Их нравы".
Сомалийцы же поставили дело на поток и с размахом - суммы выкупов за суда и экипажи и сейчас могут потрясти воображение. Не будем сваливаться в рассуждения - зачем и почему, да кому это выгодно - не будем гулять по тонкой и скользкой тропинке конспирологии. Скажу одно, с бандитизмом на данный момент в том районе покончено. Вопрос - надолго ли? - остаётся открытым.
Другой район, это Юго-Восточная Азия, а если быть ещё точнее, это побережье Индонезии и Сингапурский пролив. Так, вот, именно здесь зафиксирован рост преступлений на фоне всеобщего снижения. Здесь не захватывают суда и экипажи, здесь промышляют воровством и грабежом. Хотя при налёте злоумышленники могут угрожать оружием, но пускают его в ход очень неохотно и редко.
Воруют всё, что попадётся под руку, судовое имущество и груз. Грабят экипажи.
Впрочем, случаи исчезновения судов в тех районах есть, и это, как правило, небольшие танкеры и контейнеровозы. Официальных обвинений нет, но есть такое подозрение, что к таким исчезновениям причастны Военно-Морские силы Индонезии. Насколько это правда, не знаю, но встречал такое мнение не раз.
Кстати, пару лет назад в Индонезии произошёл мистический случай, внезапно заработал АИС на одном из пропавших ранее судов. Проработал этот АИС недолго, но его работу успели зафиксировать. И сигнал был зафиксирован на пару сотен миль дальше от того места, где предположительно пропало это судно.
Про грабежи экипажей. Рассказ моего коллеги, работавшем в тех районах на небольшом танкере. "Купил в Сингапуре телевизор "SONY", 25 дюймов. тот ещё, пузырь, хай-блек тринитрон. Тяжёлый, здоровый. Чтобы его в каюту занести, пришлось дверь с петель снимать, иначе не проходил. А эти гады, налётчики... спокойно его так из каюты утащили, и дверь с петель не снимали. Потом коробку вытащили, деловито в коридоре упаковали, поулыбались, сказали - гуд, и унесли...."
Так вот, 31 случай нападений был зафиксирован в этом году против 21 в прошлом, 2021 году. В основном под раздачу попадали небольшие суда, а также буксиры с баржами, тем не менее, несколько крупных судов тоже были под атакой.
Другие районы Юго-Восточной Азии относительно спокойны, бывают единичные случаи атак, но это такое... незначительное.
Снова Африка. Западное побережье с Гвинейским заливом. А вот здесь уже промышляют настоящие отморозки. Если на восточном побережье, в Сомали, в общем и целом были заинтересованы в сохранности и целости экипажей из-за выкупов. Ну, так, относительно, то в Гвинейском заливе не особо церемонились. Тут всё было пожёстче. Потому, что на экономические требования ещё накладывались и политические. И сразу разобраться, кто тут бандит, представители властей или какой нибудь Боку-Хорам, не получается.
Но, как бы ни было, и здесь количество преступлений понемногу снижается. 46 случаев в 2020 году, 27 в 2021 году, и 13 в этом году. Одна из причин снижения преступлений - это разрешение на работу в территориальных водах кораблям Военно-Морских сил некоторых европейских государств. Ну, и сами власти Нигерии, Ганы и других государств западной Африки тоже ведут работу по искоренению этой проблемы.
Здесь тоже, самые массовые преступления, это воровство судового имущества и грабежи экипажей. Не погнушаются и грузом. Захват заложников. Угоны судов редки.
Южная Америка. Бразилия. Есть случаи налётов. И снова, воровство имущества и грабёж. Перу. Там случаются налёты. По Южной Америке можно сказать, что только возле Аргентины и Чили довольно спокойно. В остальных местах можно попасть под налёт. Как и в Мексике.
Но, как бы там ни было, как бы ни снижалось количество преступлений, расслабляться всё-таки не рекомендуют. Держать ухо востро, глазками по горизонту шарить, колючку в особо рисковых районах натягивать. Бережёного, как говорится, и сам Бог бережёт.
Всем здоровья.