Руководитель Центра экономической экспертизы КБ Стрелка Елена Короткова — о том, как стремление инвестора к риску связано с застройкой мегаполисов
Лауреатами Нобелевской премии по экономике в 2022 стали Бен Бернанке, Дуглас Даймонд и Филип Дибвиг. Основная тема их исследований чрезвычайно актуальна для каждого из нас и урбанистической повестки в частности — это банки и финансовые кризисы.
Дело в том, что строительство — один из основных измерителей экономической активности и индикатор состояния городской экономики. А городское пространство, его внешний вид и функциональная модель во многом определяются соотношением определённости будущего развития города и аппетита инвесторов к риску.
Во всем виновата ипотека
Жилищному строительству посвящены многие статьи и выступления Бена Бернанке. Например, он сформулировал дилемму, которая возникает перед любым инвестором или девелопером: при каких условиях можно принимать решение «инвестировать», несмотря на неизвестность, а когда лучше от этого шага воздержаться.
Очевидно, что чем больше ты знаешь о будущем, тем вероятнее успех. Однако так можно собирать информацию до бесконечности и в итоге упустить момент. Дилемма инвестора заключается в решении задачи — «лучше инвестировать сейчас, но не знать, что будет завтра, или дождаться завтра и попробовать инвестировать позже, отстав от остальных».
Великую депрессию и финансовый кризис 2008 года Бен Бернанке также во многом объясняет перипетиями на жилищном рынке. Значительные инвестиции разгоняют маховик строительства. Люди, переоценивая свою уверенность в завтрашнем дне и недооценивая риски, берут слишком много ипотечных кредитов. Как результат, в меняющихся условиях они оказываются не в состоянии эти кредиты выплатить. А когда таких случаев накапливается слишком много — это приводит к системному кризису. Что обычно и происходит.
Сам себе кризис
Исследование экономических кризисов — это отдельная увлекательная глава новых нобелевских лауреатов. Например, они пришли к выводу, что кризис зачастую развивается сам по себе, а не под давлением внешних сил. Устроено это так: инвестор решает, что сейчас не время начинать новый строительный проект, в то же время другие инвесторы видят это и предполагают, что крупный инвестор знает что-то, чего они не знают, и тоже тормозят свои проекты. Это значит, что какое-то количество подрядчиков не получает заказов, люди не получают работу, не тратят зарплату и т.д. Торможение экономической деятельности нарастает, как снежный ком, и в итоге оборачивается кризисом.
Сама по себе тема банков как важных институтов для городской жизни — ведущая у ученых. Если мы вспомним, что в России основная цель кредитования физических лиц — это все та же ипотека (благодаря которой идет жилищное строительство), автокредитование (рост автомобилизации) и потребительское кредитование (топливо для магазинов), то мы поймем, что банки находятся в центре городской жизни. Без доступа к кредитованию существенные элементы городской экономики просто сойдут на нет.
Города в «воронке»
Лично моим любимым текстом от нобелевских лауреатов является речь Бена Бернанке на ежегодном гала-ужине Бюджетной комиссии Нью-Йорка (Citizens Budget Commission). В ней он крайне внимательно с большим пониманием и участием описал текущее положение дел в городских бюджетах и предложил рецепты по выходу из кризиса. И, кстати, многие из них применяются до сих пор не только в США.
Например, он советует городам финансировать крупные инвестиционные проекты не из налоговых средств, а искать для этой цели более долгосрочные и стабильные источники, такие как ГЧП, инфраструктурные кредиты, которые менее подвержены колебаниям экономического цикла. Еще он советует по минимуму сокращать как раз инфраструктурные вложения во время кризиса, ведь в такие моменты кроме государства никто не готов вкладывать большие средства и есть риск раскручивания кризисной воронки.