Найти в Дзене
MILITAN

Боевой путь кубинских МиГ-15 и МиГ-17 команданте Кастро.

Более шестидесяти лет "Кубинские революционные ВВС и силы ПВО" эксплуатируют истребители МиГ разных моделей и модификаций. Однако из-за секретности очень мало информации, которая бы помогла дать объективную оценку их службы. Нет даже точного перечня всех типов используемых раньше и в настоящее время самолетов. Мы лишь попробовали собрать воедино информацию и постараемся рассказать о карьере истребителей МиГ в ВВС Кубы. Кубинские революционные ВВС и силы ПВО - Defensa Anti-Aérea y Fuerza Aérea Revolucionaria - DAAFAR. Обогнавший время МиГ-15. В мае 1961 года, всего через месяц после вторжения в Залив Свиней, на Кубу прибыли первые двадцать самолетов МиГ-15 и четыре МиГ-15УТИ. Эскадрилья, состоящая из советских самолетов, была сформирована на аэродроме Сан-Антонио-де-лос-Баньос*. 24 июня 1961 года Энрике Каррерас стал первым кубинцем, совершившим полет на МиГ-15. *База ВВС в Сан-Антонио-де-лос-Баньос была построена американцами в 1942 году для противолодочного патрулирования побережья и
Оглавление

Более шестидесяти лет "Кубинские революционные ВВС и силы ПВО" эксплуатируют истребители МиГ разных моделей и модификаций. Однако из-за секретности очень мало информации, которая бы помогла дать объективную оценку их службы. Нет даже точного перечня всех типов используемых раньше и в настоящее время самолетов. Мы лишь попробовали собрать воедино информацию и постараемся рассказать о карьере истребителей МиГ в ВВС Кубы.

Кубинские революционные ВВС и силы ПВО - Defensa Anti-Aérea y Fuerza Aérea Revolucionaria - DAAFAR.
"Если американцы не высадятся, то у Вас не будет ни единого шанса на победу!"
MILITAN28 апреля 2021

Обогнавший время МиГ-15.

В мае 1961 года, всего через месяц после вторжения в Залив Свиней, на Кубу прибыли первые двадцать самолетов МиГ-15 и четыре МиГ-15УТИ. Эскадрилья, состоящая из советских самолетов, была сформирована на аэродроме Сан-Антонио-де-лос-Баньос*. 24 июня 1961 года Энрике Каррерас стал первым кубинцем, совершившим полет на МиГ-15.

*База ВВС в Сан-Антонио-де-лос-Баньос была построена американцами в 1942 году для противолодочного патрулирования побережья и обучения экипажей бомбардировщиков Boeing B-29 Superfortress. После войны её переделали кубинскому правительству и до 1959 года называлась аэродром ВВС Батисты.
В сводном документе МО США от 1962 года, посвященном "Карибскому кризису", база была определена как "штаб-квартира кубинских революционных ВВС и сборный пункт для всех истребителей МиГ, кроме МИГ-21.
Во время Карибского кризиса там базировался 32-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС СССР. Он был направлен туда в рамках секретной операции
"Анадырь" (поставка на Кубу ракет малой и средней дальности Р-12 и Р14) и находился там до 1963 года.

Шесть ветеранов боевых действий в Заливе Свиней и самых квалифицированных кубинских летчиков были отобраны для обучения на новых самолетах.

- Энрике Каррерас, Альваро Прендес, Рафаэль дель Пино, Густаво Бурзак, Альберто Фернандес и Дуглас Радд. В июле 1961 года они приступили к прохождению технического курса. В августе перешли к практическим занятиям, а в ноябре стали действовать уже как эскадрилья. Все этапы обучения проводились под чутким руководством инструкторов из Советского Союза. Первым командиром эскадрильи МиГ-15 стал Энрике Каррерас, Альваро Прендес - заместителем, а остальные назначены командирами звеньев.

В это время кубинские курсанты проходили лётную подготовку в Чехословакии и Китае. Некоторые из них имели всего несколько часов налета на легких американских монопланах Piper PA-22, которые остались от ВВС Кубы времен Фульхенсио Батисты. Позже этих летчиков будут называть "чехо" ("checos") прошедших обучение в Чехии, и "чинос" (“chinos”) те кто учился в Китае. В марте 1962 года из них сформируют две истребительные эскадрильи МиГ-15бис.

Пока шло обучение, службу несли порядка пятидесяти советских летчиков-истребителей на сорока одном истребителе МиГ-15 (МиГ-15бис МиГ-15УТИ и МиГ-19П, которые были предоставлены СССР). К июню 1962 года все кубинцы считались достаточно способными для самостоятельного несения службы и стали действовать самостоятельно.

МиГ-15УТИ (FAR-14) и МиГ-15 (FAR-101) на авиабазе Сан-Антонио-де-лос-Баньос, 1963 год. (Фото: Адриан Леон Айя.)
МиГ-15УТИ (FAR-14) и МиГ-15 (FAR-101) на авиабазе Сан-Антонио-де-лос-Баньос, 1963 год. (Фото: Адриан Леон Айя.)

Во временя Карибского кризиса в октябре 1962 года в составе ВВС Кубы насчитывалось 36 самолетов МиГ-15бис, и МиГ-15Рбис рассредоточенных по нескольким базам: Сан-Антонио, Санта-Клара, Камагуэй и Ольгин. За это время летчики приняли участие в десятках перехватов американских самолетов McDonnell F-101 Voodoo и Vought F-8 Crusader в небе над Кубой.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Будущий кубинский космонавт Арнальдо Тамайо Мендес совершил во время Карибского кризиса 20 вылетов.

У первых кубинских летчиков, ставших со временем инструкторами на истребителях МиГ-15УТИ, была долгая и успешная карьера в военной авиации. За всё время было приобретено около тридцати таких самолетов. Со временем их заменили чехословацкие учебно-боевые Czech Aero L-39C, которые полностью вытеснили МиГ-15 из летных школ к 1982 году.

Первый освоивший сверхзвук МиГ-17.

Эксплуатируемые Кубинскими ВВС МиГ-17A в большинство своем были произведены в Чехословакии, а МиГ-17 в модификации "Ф" в Советском Союзе. Первый истребитель-бомбардировщик МиГ-17АС прибыл на Кубу в 1964 году, где "семнадцатыми" постепенно заменяли МиГ-15.

МиГ-17АС - это оборудованные системой вооружения АС-21 истребители МиГ-17А и МиГ-17Ф. АС-21 включала в себя пусковые устройства для различных неуправляемых ракет, оптический прицел АСП-5Н и радиодальномер СРД-1М "Радаль-М". На пусковых устройствах ПУ-21 подвешивалась неуправляемая авиационная ракета С-21, а в трубах пусковых устройств ПУ-0-46 размещались 190-мм турбореактивные снаряды ТРС-190 "Стрела".

5 октября 1969 года лейтенант Эдуардо Герра Хименес выполнял тренировочный полет на МИГ-17 (номер "FAR-232") и угнал самолет в Соединенные Штаты, совершив посадку на авиабазе Хоумстед во Флориде.

Позже самолет всё же был возвращен на Кубу, но перед этим некоторые из его интересных особенностей были сначала изучены, а затем запечатлены на неофициальных и официальных фотографиях этого события. Хименес был одним из командиров эскадрильи авиаполка Санта-Клара. После его дезертирства была проведена большая чистка руководства ВВС. Все его друзья по службе и просто те, кого заподозрили в дружбе с иностранцами, изгнали с острова.

МиГ-17 (FAR-232) на авиабазе Хоумстед ВВС США
МиГ-17 (FAR-232) на авиабазе Хоумстед ВВС США

В декабре 1975 года Фидель Кастро направил эскадрилью, состоящую из девяти МиГ-17Ф и одного МиГ-15УТИ, на помощь Вооруженным силам "Народного движения за освобождение Анголы" (MPLA).

Командиром эскадрильи был майор Хосе А. Монтес. Вскоре после их прибытия начались регулярные операции против сепаратистского движения "Фронт за освобождение анклава Кабинда". Их зона ответственности находилась на севере Анголы, в то время как МиГ-21МФ работали на юге и востоке. Об этом поговорим в будущих публикациях. В последующие годы кубинские МиГ-17 были задействованы против другой повстанческой организаций Анголы, так называемой УНИТА (UNITA) Национальный союз за полную независимость Анголы, пока их не заменили более новыми МиГ-21 и не передали ангольцам.

Кубинские МиГи воевали не только в Анголе. На противоположной стороне материка эскадрильи МиГ-17 и МиГ-21 участвовали в боевых действиях против Сомали на стороне Эфиопии. В декабре 1977 года сомалийские войска вторглись в Огаден - пустынный район Эфиопии, на территории которого они давно претендовали. В результате трёх месяцев боёв сомалийцы были полностью вытеснены с территории. За время конфликта один кубинский летчик погиб. Его самолет был сбит сомалийским МиГом. Интересно отметить, что в этом конфликте кубинские МиГ-17 и МиГ-21 выполняли боевые задачи вместе с эфиопскими Northrop F-5 против сомалийских МиГ-17 и МиГ-21.

Один из девяти МиГ-17Ф отправленный в Анголу. Фотограф Васко Энрике (анголец)
Один из девяти МиГ-17Ф отправленный в Анголу. Фотограф Васко Энрике (анголец)

В 1973 году кубинские летчики были направлены в Северный Йемен, где участвовали в пограничных столкновениях на границах с Южным Йеменом и Саудовской Аравией. Военно-воздушные силы Северного Йемена на тот момент сами имели не менее 20 самолетов МиГ-17Ф.

В общей сложности Куба получила около 100 самолетов МиГ-17 разных модификаций. Они оставались на вооружении до 1981 года, пока не были полностью заменены МиГ-21 и МиГ-23.

Небольшое уточнение по названию раздела. Первый освоивший сверхзвук. Отмечу, что МиГ-17 стал первым серийным истребителем, который в результате единичных тренировочных полетов смог достичь скорости звука во время пикирования. Но как боевая машина он считался околозвуковым.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...

MILITAN
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!