Найти в Дзене
Ирина Минкина

О чьих-то сомнениях в гуманности русских классиков

В последнее время за высказываниями (и действиями) представителей украинской власти я стараюсь наблюдать, скажем так, издалека, отстранённо. Чтобы не слишком эмоционально вовлекаться в процесс, что называется. Иначе это чревато довольно неприятными последствиями для душевного здоровья. Однако мимо заявлений посла Украины в США Оксаны Маркаровой я, каюсь, пройти не смогла. Госпожа Маркарова попеняла Папе Римскому за его миролюбивые и уважительные высказывания в адрес русской литературы. Она сказала, что «Папа Римский, видимо, как-то невнимательно читал Достоевского». Это я цитирую госпожу Маркарову. Далее цитировать я уже не решаюсь, так как посол Украины в США разродилась целой тирадой по поводу какой-то присущей россиянам жестокости от природы, которую она углядела в творчестве не только Достоевского, но и Пушкина, и Куприна, и даже Булгакова. В общем, «гуманизмом там и не пахнет», заключила госпожа Маркарова. Так, ну тут надо по пунктам разобраться, я полагаю. Во-первых, до недавнего

В последнее время за высказываниями (и действиями) представителей украинской власти я стараюсь наблюдать, скажем так, издалека, отстранённо. Чтобы не слишком эмоционально вовлекаться в процесс, что называется. Иначе это чревато довольно неприятными последствиями для душевного здоровья.

Однако мимо заявлений посла Украины в США Оксаны Маркаровой я, каюсь, пройти не смогла. Госпожа Маркарова попеняла Папе Римскому за его миролюбивые и уважительные высказывания в адрес русской литературы. Она сказала, что «Папа Римский, видимо, как-то невнимательно читал Достоевского». Это я цитирую госпожу Маркарову. Далее цитировать я уже не решаюсь, так как посол Украины в США разродилась целой тирадой по поводу какой-то присущей россиянам жестокости от природы, которую она углядела в творчестве не только Достоевского, но и Пушкина, и Куприна, и даже Булгакова. В общем, «гуманизмом там и не пахнет», заключила госпожа Маркарова.

Так, ну тут надо по пунктам разобраться, я полагаю. Во-первых, до недавнего времени, если честно, я и представить себе не могла (при всех вопросах к деятельности Ватикана), что посол отдельной взятой страны может вот так вот запросто, что называется на короткой ноге, на государственном уровне обсуждать высказывания Папы Римского, да ещё в каком-то таком панибратски-осудительном тоне. Повторюсь: я не поклонник Папы Римского, и уже тем более я не посол Украины в США. Однако мне сложно представить, какой степени самонадеянности должен быть человек, чтобы такое вот выдавать в мировую повестку. Это первое, о чем хотелось бы сказать.

Далее: про природную жестокость, которую Оксана Маркарова углядела и в наших классиках, и во всех россиянах. Ну за классиков, положим, я отвечу особо, рука тянется к отдельному абзацу, образно говоря. Что же касается национального характера всех россиян, то мне интересно было бы знать, какие такие исследования, научные работы или обширные статистические данные позволили Оксане Маркаровой не только прийти к такому выводу (приходить она может к чему угодно, это её личное дело), но и озвучить этот вывод как нечто само собой разумеющееся. Как некую мировую аксиому. Я что-то не припомню масштабных исследований этого вопроса под эгидой Маркаровой (может, кто напомнит). Если же это её личные выводы, которые она выдает за истину, то, вы знаете, россияне тоже могут много какие выводы о наших бывших братьях выдать в публичное пространство, назвав их само собой разумеющимися. Да даже у меня, в моей профессиональной деятельности, имеется большой опыт взаимодействия с украинскими коллегами-замочниками. Не самый простой опыт, скажу я вам. Который я почему-то не тиражирую под видом «они все такие». Чего-то мне всё-таки хватает: то ли сдержанности, то ли понимания, что частный опыт не может быть общим.

И, наконец, по поводу классиков. Если позволите, несколько цитат из тех писателей, которых Оксана Маркарова обвинила в негуманности.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Это Пушкин, стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Да уж… Видел бы Александр Сергеевич НАШ вариант «жестокого века»… Думаю, он бы стал снисходительнее относиться к своему времени.

Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.

А это уже Достоевский, цитата из «Братьев Карамазовых». И ведь как будто Федор Михайлович… ну прямо про Оксану Маркарову писал, не правда ли? Ну как будто бы сидел и её слушал, а потом решил положить свои суждения, так сказать, на бумагу.

А вот и цитата из «негуманного» Куприна:

Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно!

Это из повести «Поединок». Кстати, специально для Оксаны Маркаровой напомню, что Куприна зовут Александром Ивановичем. А то она как-то так залихватски пробрасывается фамилиями наших классиков, что у меня возникают определенные сомнения, а в курсе ли Оксана Маркарова их имён и отчеств.

Ну и, наконец, «негуманнейший из негумайннеших» - Михаил Афанасьевич Булгаков. Тот самый, чью мемориальную табличку недавно демонтировали в Киеве. Исключительно из гуманных соображений, я так полагаю.

–Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Это из «Мастера и Маргариты».

***

Знаете, когда я читала высказывание госпожи Маркаровой, я постоянно ловила себя на мысли о том, что не могу понять: она и вправду думает так, как говорит, или, что называется, «текущий момент» её заставляет произносить эти слова? Может, ей просто не понравились некоторые мысли наших классиков? Ну, например, про то, что не стОит «оспоривать глупца». Или про то, что люди по большей части «честны от того, что дураки»? Может, Оксана Маркарова, читая нашу классику, сделала несколько неприятных открытий О САМОЙ СЕБЕ? И оттого, обидевшись (хотя, как говорят те же классики, чего на правду-то обижаться), назвала нас всех жестокими от природы? Наверное, если именно в таком разрезе рассматривать наших классиков, то да, они жестокие, потому что писали правду, часто очень неприятную для читателя, о самом читателе.

Хотя кто ее знает, эту госпожу Маркарову, что именно она имела в виду. Потому что лично меня «терзают смутные сомнения» относительно того, держала ли она вообще книги Достоевского, Пушкина и Куприна в руках. Впрочем, где же их сейчас подержишь-то на Украине? Ведь в этой насквозь гуманной стране книги наших классиков пустили на переработку, чтобы делать из них туалетную бумагу. Так что не будем столь строги к госпоже Маркаровой. Чем богата, как говорится…