В рамках вектора развития системы высшего образования Минобрнауки РФ представило модели образовательных программ с опцией получения диплома с двумя квалификациями и акцентом на практической подготовке.
Присвоение выпускнику сразу двух квалификаций — востребованный механизм взаимодействия вузов с реальным сектором. Важно, что ряд обучающих модулей с практической направленностью могут разрабатываться совместно с работодателями.
Экспертные дискуссии при Минобрнауки РФ показывают, что вузы в целом ориентируются на работодателей, которым нужны специалисты, обладающие конкретными квалификациями. Так, проректор Уральского государственного горного университета Сергей Упоров отметил, что внедрение таких программ в учебном заведении началось по инициативе крупного промышленного предприятия.
Проректор Московского авиационного института Дмитрий Козорез указал, что уменьшение нормативного срока обучения при появлении дополнительной квалификации может вызвать вопросы по поводу качества образования. Решением может стать получение второго диплома через программы ДПО — не за счет основной образовательной программы, а сверх нее.
Заместитель проректора по учебно-методической работе Финансового университета при правительстве РФ Наталья Сергеева отмечает три возможных траектории получения дополнительной квалификации:
- Получение второй квалификации без подтверждающего документа;
- Получение второй квалификации с получением дополнительного документа о переподготовке;
- Единая образовательная программа с двумя направлениями подготовки.
Важно понимать, что реализация программ двух квалификаций — не обязанность, а дополнительная возможность для вузов, поэтому у каждой образовательной организации будет индивидуальная практика внедрения таких изменений. В перспективе лучшие практики обучения «с двумя дипломами» могут быть масштабированы.
Новая методическая модель предусматривает бесплатное сопряжение нескольких квалификаций, а также позволяет учащимся охватить еще больше профилей за счет дополнительного образования. Тем самым студенты бакалавриата, магистратуры и специалитета получают возможность выстроить более гибкую образовательную траекторию.
Важно в процессе внедрения моделей найти баланс между фундаментальностью и гибкостью, упоминаемыми Фальковым. Такой формат вполне жизнеспособен, однако требует тонкой настройки.
Образование по-другому -> t.me/newwayofedu