Гениальный человек
Леонардо да Винчи был итальянским эрудитом Высокого Возрождения. Он олицетворял гуманистический идеал эпохи Возрождения и был опытным художником , рисовальщиком, инженером, ученым, теоретиком, скульптором и архитектором. Большая часть нашего понимания работ Леонардо исходит из его необычных записных книжек, в которых записаны наброски, рисунки и диаграммы по таким разным темам, как ботаника, картография и палеонтология. Его также уважали за его технологическую изобретательность , например, он разработал проекты летательных аппаратов, концентрированной солнечной энергии, арифмометра и боевой бронированной машины .
Примерно в 1490 году Леонардо создал один из своих самых знаковых рисунков, переведенный как «Пропорции человеческой фигуры» после Витрувия — широко известный как «Витрувианский человек» . Он был создан на листе бумаги размером 34,4 × 25,5 см, а изображение было создано с использованием пера, светло-коричневых чернил и небольшого количества коричневой акварели. Рисунок был тщательно подготовлен. Штангенциркуль и циркуль использовались для проведения точных линий, а точные измерения отмечались маленькими делениями.
Используя эти маркеры, Леонардо создал изображение обнаженного мужчины, обращенного вперед, дважды изображенного в разных позах: одно с вытянутыми вверх и разведенными руками и ногами, а другое с вытянутыми горизонтально руками и сложенными ногами. Эти две фигуры обрамлены большим кругом и квадратом, а пальцы рук и ног человека расположены так, чтобы аккуратно достигать линий этих фигур, но не пересекать их.
Идея из древности
Рисунок представляет концепцию Леонардо об идеальной мужской фигуре: идеальных пропорций и изысканной формы. Он был вдохновлен трудами Витрувия, римского архитектора и инженера, жившего в I веке до нашей эры. Витрувий написал единственный существенный трактат по архитектуре, сохранившийся со времен античности, «Об архитектуре » . Он считал, что человеческая фигура является основным источником пропорций, и в книге III, главе 1, он обсуждал пропорции человека:
«Если у человека, лежащего лицом вверх, а руки и ноги вытянуты, от его пупка как центра описать круг, он коснется его пальцев на руках и ногах. Не только кругом очерчено человеческое тело, в чем можно убедиться, поместив его в квадрат. Для измерения от ступней до макушки головы, а затем поперек полностью вытянутых рук мы находим, что последняя мера равна первой; так что линии, расположенные под прямым углом друг к другу и окружающие фигуру, образуют квадрат».
Именно эти идеи вдохновили Леонардо на знаменитый рисунок. Художник эпохи Возрождения отдал должное своему античному предшественнику подписью выше: «Витрувий, архитектор, говорит в своих архитектурных работах, что измерения человека распределяются в природе таким образом».
Слова под изображением также отражают тщательный подход Леонардо:
«Длина раскинутых рук равна росту человека. От линии роста волос до низа подбородка – одна десятая роста человека. От подбородка до макушки — одна восьмая роста человека. От груди до макушки — одна шестая роста человека».
Часть большой картины
Его часто воспринимали не только как выражение совершенного человеческого тела, но и как представление пропорций мира. Леонардо считал работу человеческого тела аналогом работы Вселенной в микрокосме. Это была космография дель минор мондо — «космография микрокосма». И снова тело обрамлено кругом и квадратом, которые использовались как символические изображения неба и земли со времен Средневековья.
Историки предполагают, что Леонардо основывал свою работу на золотом сечении, математическом расчете, который приводит к эстетически приятному визуальному результату. Иногда его называют Божественной пропорцией. Однако считается, что Леонардо нарисовал Витрувианского человека , изучая золотое сечение в работе Луки Пачоли «Божественная пропорция».
Сегодня Витрувианский человек стал культовым и привычным образом эпохи Высокого Возрождения. Он был начертан на монете в 1 евро в Италии, представляя монету на службе человека, а не человека на службе денег. Однако оригинал редко демонстрируется публике: он физически очень хрупкий и очень восприимчив к легким повреждениям. Он хранится в Галерее Академии в Венеции под замком
Подпишитесь на наш канал, ставьте лайк, пишите комментарии и вы узнаете больше об интересных, но малоизвестных исторических фактах и событиях.
Другие публикации канала
10 ключевых изобретений и инноваций Древней Греции
5 различных погребальных обрядов древних египтян
Средневековые собаки: Как люди средневековья относились к своим собакам?
9 ключевых мусульманских изобретений и инноваций средневековья