Найти тему
Геродот

В чем загадка рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

Оглавление

Гениальный человек

Леонардо да Винчи был итальянским эрудитом Высокого Возрождения. Он олицетворял гуманистический идеал эпохи Возрождения и был опытным художником , рисовальщиком, инженером, ученым, теоретиком, скульптором и архитектором. Большая часть нашего понимания работ Леонардо исходит из его необычных записных книжек, в которых записаны наброски, рисунки и диаграммы по таким разным темам, как ботаника, картография и палеонтология. Его также уважали за его технологическую изобретательность , например, он разработал проекты летательных аппаратов, концентрированной солнечной энергии, арифмометра и боевой бронированной машины .

Примерно в 1490 году Леонардо создал один из своих самых знаковых рисунков, переведенный как «Пропорции человеческой фигуры» после Витрувия — широко известный как «Витрувианский человек» . Он был создан на листе бумаги размером 34,4 × 25,5 см, а изображение было создано с использованием пера, светло-коричневых чернил и небольшого количества коричневой акварели. Рисунок был тщательно подготовлен. Штангенциркуль и циркуль использовались для проведения точных линий, а точные измерения отмечались маленькими делениями.

Используя эти маркеры, Леонардо создал изображение обнаженного мужчины, обращенного вперед, дважды изображенного в разных позах: одно с вытянутыми вверх и разведенными руками и ногами, а другое с вытянутыми горизонтально руками и сложенными ногами. Эти две фигуры обрамлены большим кругом и квадратом, а пальцы рук и ног человека расположены так, чтобы аккуратно достигать линий этих фигур, но не пересекать их.

Идея из древности

Рисунок представляет концепцию Леонардо об идеальной мужской фигуре: идеальных пропорций и изысканной формы. Он был вдохновлен трудами Витрувия, римского архитектора и инженера, жившего в I веке до нашей эры. Витрувий написал единственный существенный трактат по архитектуре, сохранившийся со времен античности, «Об архитектуре » . Он считал, что человеческая фигура является основным источником пропорций, и в книге III, главе 1, он обсуждал пропорции человека:

«Если у человека, лежащего лицом вверх, а руки и ноги вытянуты, от его пупка как центра описать круг, он коснется его пальцев на руках и ногах. Не только кругом очерчено человеческое тело, в чем можно убедиться, поместив его в квадрат. Для измерения от ступней до макушки головы, а затем поперек полностью вытянутых рук мы находим, что последняя мера равна первой; так что линии, расположенные под прямым углом друг к другу и окружающие фигуру, образуют квадрат».
Именно эти идеи вдохновили Леонардо на знаменитый рисунок. Художник эпохи Возрождения отдал должное своему античному предшественнику подписью выше: «Витрувий, архитектор, говорит в своих архитектурных работах, что измерения человека распределяются в природе таким образом».

Слова под изображением также отражают тщательный подход Леонардо:

«Длина раскинутых рук равна росту человека. От линии роста волос до низа подбородка – одна десятая роста человека. От подбородка до макушки — одна восьмая роста человека. От груди до макушки — одна шестая роста человека».
Изображение Витрувия (справа) 1684 года, представляющего De Architectura Августу.
Изображение Витрувия (справа) 1684 года, представляющего De Architectura Августу.

Часть большой картины

Его часто воспринимали не только как выражение совершенного человеческого тела, но и как представление пропорций мира. Леонардо считал работу человеческого тела аналогом работы Вселенной в микрокосме. Это была космография дель минор мондо — «космография микрокосма». И снова тело обрамлено кругом и квадратом, которые использовались как символические изображения неба и земли со времен Средневековья.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, иллюстрация человеческого тела, вписанного в круг и квадрат, полученная из отрывка о геометрии и человеческих пропорциях в трудах Витрувия.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, иллюстрация человеческого тела, вписанного в круг и квадрат, полученная из отрывка о геометрии и человеческих пропорциях в трудах Витрувия.

Историки предполагают, что Леонардо основывал свою работу на золотом сечении, математическом расчете, который приводит к эстетически приятному визуальному результату. Иногда его называют Божественной пропорцией. Однако считается, что Леонардо нарисовал Витрувианского человека , изучая золотое сечение в работе Луки Пачоли «Божественная пропорция».

Сегодня Витрувианский человек стал культовым и привычным образом эпохи Высокого Возрождения. Он был начертан на монете в 1 евро в Италии, представляя монету на службе человека, а не человека на службе денег. Однако оригинал редко демонстрируется публике: он физически очень хрупкий и очень восприимчив к легким повреждениям. Он хранится в Галерее Академии в Венеции под замком

Подпишитесь на наш канал, ставьте лайк, пишите комментарии и вы узнаете больше об интересных, но малоизвестных исторических фактах и событиях.

Другие публикации канала

10 ключевых изобретений и инноваций Древней Греции

5 различных погребальных обрядов древних египтян

Средневековые собаки: Как люди средневековья относились к своим собакам?

9 ключевых мусульманских изобретений и инноваций средневековья