Найти тему
Мои мечты

Логопед и подготовка к школе

Большинство родителей воспринимают логопеда, как специалиста, который поможет ребенку научиться выговаривать долгожданный звук. И на этом все.

Однако, у логопеда гораздо больше возможностей, чем кажется: он может оказаться незаменимым в процессе подготовки ребёнка к школе.

Важным критерием в вопросе готовности ребёнка к обучению в первом классе является речевое развитие.

Оно часто воспринимается очень узко: например, количество слов, которые говорит ребёнок в том или ином возрасте. Но гораздо правильнее будет понимать под речевым развитием сам процесс формирования речи: это и количество слов, и умение составлять предложения из слов, способность рассказывать и пересказывать, и письменная речь в дальнейшем.

Именно уровень речевого развития ребёнка помогает специалисту определить: готов ли малыш к обучению в школе.

Существуют определенные нормы речевой готовности дошкольника к обучению в первом классе:

  1. У ребёнка должна быть сформирована звуковая стороны речи. Это означает, что до поступления в школу ребенок должен уметь правильно и четко произносить все звуки.
  2. У дошкольника должны быть сформированы фонематические процессы: он должен уметь слышать и различать звуки.
  3. Ребёнок должен владеть звукобуквенным анализом слов: уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
  4. Дошкольник должен обладать достаточно большим словарным запасом, включающим в себя различные слова, а также он должен уметь образовывать другие формы слов: множественное число, добавлять суффиксы, окончания и другое.
  5. Важное значение имеет уровень сформированности грамматического строя речи: умение грамотно составлять простые и сложные предложения, составлять рассказ, употреблять слова в нужной форме.

Все эти пункты являются залогом успешного обучения в школе. Конечно, точно определить насколько сформирован тот или иной навык, может только профессионал, но первоначальная диагностика под силу и самим родителям.

В каких случае будущего первоклассника стоит показать логопеду?

  • ребёнок неправильно произносит звуки
  • заменяет звуки
  • «проглатывает» середину слова или придумывает свой вариант конца слова
  • путает окончания
  • переставляет слоги в словах
  • не может выделить первый и последний звук в слове
  • не может долго удерживать внимание
  • плохо запоминает
  • с трудом осваивает буквы и чтение
  • не понимает прочитанного, не может пересказать
  • путается в образовании форм слова: неправильно называет множественное число, или неверно согласует слова.

Все вышеперечисленные случаи – повод проконсультироваться со специалистом.

Если у дошкольника есть проблемы в речевом развитии – они непременно скажутся на дальнейшем обучении.

Замена и пропуск звуков, перестановка слогов, проглатывание окончаний и другие нарушения речи - прямой путь к дисграфии (расстройство навыков развития письма) и дислексии (расстройство навыков развития чтения).

Небольшой активный словарный запас вызовет трудности в ответах на вопросы, пересказе, письменных работах.

Невнятная речь, неправильное произношение звуков может вызвать проблемы психологического характера, сложности в адаптации и общении со сверстниками.

Именно поэтому очень важно обратиться к логопеду и скорректировать речь до начала обучения в школе.

Логопед будет не просто «натаскивать» ребёнка до нужного уровня знаний, а устранит и скорректирует моменты, которые могут привести к дальнейшим проблемам, сформирует и разовьет навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе, поможет значительно повысить уровень обучаемости и психологического комфорта.

Автор статьи:

ЦР "Мои мечты"