Большинство родителей воспринимают логопеда, как специалиста, который поможет ребенку научиться выговаривать долгожданный звук. И на этом все.
Однако, у логопеда гораздо больше возможностей, чем кажется: он может оказаться незаменимым в процессе подготовки ребёнка к школе.
Важным критерием в вопросе готовности ребёнка к обучению в первом классе является речевое развитие.
Оно часто воспринимается очень узко: например, количество слов, которые говорит ребёнок в том или ином возрасте. Но гораздо правильнее будет понимать под речевым развитием сам процесс формирования речи: это и количество слов, и умение составлять предложения из слов, способность рассказывать и пересказывать, и письменная речь в дальнейшем.
Именно уровень речевого развития ребёнка помогает специалисту определить: готов ли малыш к обучению в школе.
Существуют определенные нормы речевой готовности дошкольника к обучению в первом классе:
- У ребёнка должна быть сформирована звуковая стороны речи. Это означает, что до поступления в школу ребенок должен уметь правильно и четко произносить все звуки.
- У дошкольника должны быть сформированы фонематические процессы: он должен уметь слышать и различать звуки.
- Ребёнок должен владеть звукобуквенным анализом слов: уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
- Дошкольник должен обладать достаточно большим словарным запасом, включающим в себя различные слова, а также он должен уметь образовывать другие формы слов: множественное число, добавлять суффиксы, окончания и другое.
- Важное значение имеет уровень сформированности грамматического строя речи: умение грамотно составлять простые и сложные предложения, составлять рассказ, употреблять слова в нужной форме.
Все эти пункты являются залогом успешного обучения в школе. Конечно, точно определить насколько сформирован тот или иной навык, может только профессионал, но первоначальная диагностика под силу и самим родителям.
В каких случае будущего первоклассника стоит показать логопеду?
- ребёнок неправильно произносит звуки
- заменяет звуки
- «проглатывает» середину слова или придумывает свой вариант конца слова
- путает окончания
- переставляет слоги в словах
- не может выделить первый и последний звук в слове
- не может долго удерживать внимание
- плохо запоминает
- с трудом осваивает буквы и чтение
- не понимает прочитанного, не может пересказать
- путается в образовании форм слова: неправильно называет множественное число, или неверно согласует слова.
Все вышеперечисленные случаи – повод проконсультироваться со специалистом.
Если у дошкольника есть проблемы в речевом развитии – они непременно скажутся на дальнейшем обучении.
Замена и пропуск звуков, перестановка слогов, проглатывание окончаний и другие нарушения речи - прямой путь к дисграфии (расстройство навыков развития письма) и дислексии (расстройство навыков развития чтения).
Небольшой активный словарный запас вызовет трудности в ответах на вопросы, пересказе, письменных работах.
Невнятная речь, неправильное произношение звуков может вызвать проблемы психологического характера, сложности в адаптации и общении со сверстниками.
Именно поэтому очень важно обратиться к логопеду и скорректировать речь до начала обучения в школе.
Логопед будет не просто «натаскивать» ребёнка до нужного уровня знаний, а устранит и скорректирует моменты, которые могут привести к дальнейшим проблемам, сформирует и разовьет навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе, поможет значительно повысить уровень обучаемости и психологического комфорта.
Автор статьи:
ЦР "Мои мечты"