ЭТО И ЕСТЬ --НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ СУЕТА, СУЕТ
**** Нынче практически во всех казахстанских изданиях масса публикаций, связанных с юбилеем ученого и просветителя А.Байтурсунова. Статей так много, что занятому человеку прочитать хотя бы часть из них, тем более вникнуть - сложновато. Счет идет уже, по моему на тысячи, во всяком случае сотни точно есть. Наших литераторов, историков, как говорится, хоть хлебом не корми. Здесь они мастера. При всем уважении к этим выступлениям мне тут невольно вспоминается недавнее выступлении в «Казак адебиети» Турдыкула Шанбая, нынешнего директора государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедник-музея «Жидебай –Борили» по поводу тоже юбилейных многочисленных, прямо таки не имеющего числа статей об Абае Кунанбаеве, Шакариме Кудайбердиева и Мухтаре Ауэзове. Так вот Турдыке прямо сказал, что эти многочисленные статьи часто примерно слово в слово повторяют друг друга и практически без каких-либо намеков на новую, хотя бы крохотную живую мысль. Боюсь и в случае с неподдающимися счету публикациями об А.Байтурсунове все повторяется…
*** А вот в публикации в «Казахстанской правде» от 3 ноября 2022 года «Жил, чтобы служить народу», посвященную другому просветителю М.Сералину я, думаю и многие узнали немало интересного. Например некоторые детали связанные с его журналисткой, деятельностью. Конечно специалисты поспорят. Может итак. Но вот то, что М.Сералин был приверженцем советской коллективизации и он одним из первых в Казахстане создал свое небольшое семейно-родственное коллективное хозяйство из более чем 30 дворов со своей мельницей, земледельческими наделами, учил людей новой оседлой жизни - сегодня об этом далеко не везде прочитаешь. Потому, что это не в тренде. Точно так же как не в тренде известные выступления в СМИ М-Ж.Копеева в конце 20-и начале 30 годов, что, если казахи не изменят свой тогдашний кочевой образ они жестоко поплатятся, что в общем и случилось. Еще о М.Сералине. Оказывается именно за свою приверженность идеям коллективизации он и поплатился. Его же соседи, односельчане постоянно писали на него всякого рода наветы. И в конечно счете просветитель подвергся репрессии. Вот такая история.
*** А вот какую новую мысль, или информацию «вбрасывает» в наш казахстанский социум в своем интервью в «Казак адебиети» за 21 октября 2022 года так называемый лауреат государственный премии РК, писатель Т.Абдик. Оказывается по его мысли одной из больших ошибок Н.А.Назарбаева было то, что он присвоил астанинскому евразийскому государственному университету имя большого ученого-евразийца мирового уровня Л.Гумилева. Почему же? Можно предполагать, что сейчас появилось очень много претендентов такое «чествование». Но об этом уважаемый Т.Абдик ни слова. Его главная претензия к Л.Гумилеву, что тот оказывается своим учением хотел все тюркские народы влить в лоно России. Есть такое суждение. Но у меня иное мнение. На мой взгляд идеи Л.Гумилева основывались на равноправии народов. Во всяком случае в тех статьях и книгах Л.Гумилева, которые я просмотрел сквозит именно эта мысль. Там суждении о доминировании России, ее особой, сверх особой роли я не нашел. Мне кажется, в определенной мере идеи Гумилева созвучны больше принципам современного Евросоюза.. Разве это плохо. Наоборот, думаю, прекрасно. Точно так же как замечательно, что Лев Николаевич одним из первых в мире и миру во всей широте раскрыл достоинства, плюсы ( наверное были, есть и минусы, информации тут маловато) тюркского, восточного мира, что до него так основательно не сделал никто. За это ему спасибо. А сякого рода домыслы - это уже иное.
И еще. Неужели господин Т.Абдик ошибки Н.А.Назарбаева увидел только в его отношении К.Л.Н.Гумилеву, свел все к этому. …Такой вот ход конем
БУЛАТ ШАРИПОВ