1. Легкомысленный подход к партии.
Обычно шахматисты рассчитывают на быструю победу или ничью. Лишь немногие игроки начинают игру, планируя длительную 100-ходовую борьбу. Надо не торопиться и сохранять концентрацию на протяжении всей партии. Ведь именно из-за этого можно получить всевозможные слабости соперника - пассивные фигуры, плохая пешечная структура, отсутствие активности и пр.
2. Ответ на угрозы
Когда фигура находится под атакой, большинство игроков действуют в рамках простого двухэтапного алгоритма: убрать фигуру от опасности или забрать атакующую фигуру. Но сильные игроки рассматривают ещё один вариант — создание более опасной угрозы для соперника. Вместо того, чтобы терять время, уводя свои фигуры на пассивные позиции, можно создать ответную угрозу.
3. Быстрые размены
В позициях когда два слона или пешки атакуют друг друга, слабые игроки обычно берут сразу, чтобы упростить позицию и сделать её более понятной для себя. Но лучше не делать этого. Надо оценить позицию и выяснить, как взятие может быть полезно. Часто тот, кто берет первым, отказывается от чего-то с точки зрения компенсации, активности, расположения фигур и пр.
4. Пешечная цепь
Шахматисты-любители располагают свою пешечную цепь на цветах, соответствующих слону, чтобы иметь возможность защитить пешки. А правило Капабланки гласит: если у вас есть белопольный слон, то ставьте пешки на поля противоположного цвета, иначе можно обездвижить собственного слона. Если у вас чернопольный слон – ставьте пешки на белые поля.
5. Приоритетность лёгких фигур
Большинство игроков с низким рейтингом считает, что ценность слона равна коню, т.е. трём пешкам. А многие сильные игроки, думают, что слон является зачастую лучшей фигурой. Так как, он может заблокировать коня на краю пустой доски, и не дать ему делать какие-либо ходы без того чтобы быть срубленным. А вот конь наоборот, никогда не сможет сделать это же со слоном. Ферзь может поймать коня на пустой доске, но слона никогда не поймает. Слон может защищать или атаковать пешки на противоположных сторонах доски. Конь на это не способен. Т.е. не надо менять слона на коня, если для этого нет веской причины.
6. Долгое развитие фигур.
Задача любого дебюта в том, чтобы быстро развить своих коней, слонов, сделать рокировку, спрятав короля в безопасное место и соединить ладьи. Не нужно тратить драгоценное дебютное время на бессмысленные ходы, ненужные шахи или ходы одной и той же пешкой или фигурой. Главное - стремительное и эффективное развитие избавит от многих неприятностей в следующих этапах партии. Игроки с низким рейтингом не используют эффективно время в дебюте, а соперник развивается быстрее и перехватывает инициативу.
7. Ротозейство.
Это самая встречающаяся ошибка игроков с небольшим рейтингом. Она происходит из-за отсутствия опыта и слабого представления о шахматных паттернах. Такие шахматисты могут «упустить» фигуру соперника или не обратить внимание на то, что фигура атакует или защищает другую.