Найти тему
Русская теленеделя

Птичница Маша, воровка-итальянка и шорты Миронова: мода в советском кино

   Кадр из фильма "Бриллиантовая рука" Олег Перанов
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука" Олег Перанов

5 советских фильмов, где свои роли сыграли «подиумы» и манекенщицы

«Девушка без адреса» (1957 г.)

Сам режиссер картины Эльдар Рязанова не любил почему-то это свое кинопроизведение. Например, в его книге мемуаров он не посвятил ни одной строчке этой работе. Тем не менее, историю про Катю Иванову (актриса Светлана Карпинская), которая оказалась в Москве, показывают по телевизору часто. В фильме есть эпизод, когда героиня случайно попадает в демонстраторы одежды. Книга Аллы Щипакиной «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14» начинается именно с упоминания фильма «Девушка без адреса». Автор книги — ведущий искусствовед Общесоюзного дома моделей вот что пишет о роли этого фильма и о профессии демонстратора одежды (именно так в 1950-х назывались модели): «Впервые на экране фигурировал ставший впоследствии знаменитым Красный зал с белыми колоннами и бархатными стульями. На этом фоне двигалась «как манекенщица» очаровательная девушка. Родилась сенсация, пришла известность».

   Кадр из фильма «Девушка без адреса» Олег Перанов
Кадр из фильма «Девушка без адреса» Олег Перанов

— Рязанов запретил накладывать мне какой-либо грим, — вспоминала Карпинская. — Тогда я очень расстроилась. Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел. А еще режиссер заставил меня за несколько недель перед съемками срочно сбросить вес, так что приходилось каждое утро начинать с пробежки и сидеть на строгой диете.

«Живет такой парень» (1964 г.)

   Кадр из фильма «Живет такой парень» Олег Перанов
Кадр из фильма «Живет такой парень» Олег Перанов

Этот фильм стал режиссерским дебютом Василия Шукшина. На главную роль – Пашки Колокольникова он пригласил своего друга Леонида Куравлева. Сцена, когда в сельский клуб приезжает коллектив Дома моделей с показом моды, снимали в одном из алтайских сельских клубов. «Показ моделей одежды осенне-зимнего сезона», — объявляет ведущая. В первую очередь демонстрируется рабочая одежда, «Это — Маша-птичница. Ее маленькие пушистые друзья сразу узнают ее в этом простом, красивом платьице. И, едва завидев ее, толпой бегут к ней на встречу», — представляет ведущая женщину в платке и фартуке. А поскольку Маша еще и студентка, то на переднике есть специальный карман, куда Маша кладет учебник. Еще тут же был представлен женский «костюм для полевых работ», который демонстрировала «ударник Коммунистического труда Наташа». Ну, а «ансамбль для пляжа» – купальный костюм, конечно, особенно понравился мужчинам в зале. Для тех времен показать женщину в купальнике на экране было смелым решением.

«Бриллиантовая рука» (1968 г.)

   Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» Олег Перанов
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» Олег Перанов

«Брюки превращаются… Превращаются брюки…» — все помнят эту фразу из эпизода показа мод в фильме «Бриллиантовая рука», когда у демонстратора одежды Козодоева (Андрей Миронов) не срабатывает молния. Демонстрация летнего комбинированного костюма «Универсал-69» — одна из самых известных модных сцен в отечественном кинематографе. Место для его презентации было выбрано ироничное – форум современной одежды в Житомире. Почему этот белый костюм такой странный? В конце 1960-х комбинаторность была большим трендом: гардероб советского человека должен был быть небольшим, но функциональным. Именно поэтому пиджак мог стать курткой, а брюки – шортами.

Сцену снимали в московском Доме моделей и в ней участвовали работающие там манекенщицы.

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.)

   Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» Олег Перанов
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» Олег Перанов

Еще один фильм Эльдара Рязанова, в котором он вспомнил о показе мод, — в сцене, когда итальянцы со своим «гидом» бегут за героиней фильма Ольгой (Антония Сантилли), они оказываются в ГУМе. Там в салоне мод начался показ «туалетов весенне-летнего сезона». Сначала на подиуме мы видим, как манекенщица демонстрирует «скромное вечернее платье из серебристой парчи». Когда из зала на подиум вбежала Ольга, ведущая не растерялась и стала описывать ее одежду: «Повседневный костюм — жакет из темного синего бархата…» За кулисами Ольгу по ошибке одевают в черное платье с красной розой, которая, по словам ведущей, придает «легкую загадочность туалету». «В этом платье вы можете пойти куда угодно», — убеждает ведущая показа. Героиня так и поступила: в казенном платье с подиума побежала через зал на улицу.

«Место встречи изменить нельзя» (1979 г.)

   Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» Олег Перанов
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» Олег Перанов

В знаменитом 5-серийном фильме Станислава Говорухина мы наблюдаем показ сезонных мод, когда Володя Шарапов (Владимир Конкин) приходит поговорить с модельером Ириной Соболевской (Наталья Фатеева). Она представляет свою коллекцию от Дома Моделей, рассказывая, какие линии будут в трендах послевоенной моды. Съемки этого эпизода проходили в Одессе на эстраде центрального парка, снимались настоящие манекенщицы местного Дома моделей.