В Алматы я без машины. Мы приехали на машине друга, самого автомобилезависимого из нас.
Живём в центре. Я вообще в "Золотом квадрате" -- исторически сформировавшемся в советское время квартале. Ребята повыше, на пересечении Аль-Фараби и Шашкина.
В Алматы именно так и говорят: "верх" и "низ" и "на пересечении".
Рельеф города имеет явный уклон. Верхняя часть на юге, у подножья гор. Нижняя, северная, спускается к степи. Это здорово помогает ориентироваться, сразу понимаешь, вверх тебе или вниз.
А ещё в Алматы так называемая регулярная система планировки. Особенно в центральной части. Сеть длинных прямых улиц, прямоугольные кварталы. Поэтому говорят, например, не Достык, 53, а пересечение Достык и Жамбыла. Где находится памятник Виктору Цою? Пересечение Тулебаева -- Кабанбай Батыра.
Без машины я сильно не страдаю. Перемещаюсь преимущественно по центру. Пока было тепло и всё в новинку, с удовольствием ходил пешком. Сейчас часто пользуюсь общественным транспортом, иногда такси.
Наземный транспорт.
Для ориентации в Алматы удобно использовать приложение 2ГИС, по какой-то причине оно здесь работает лучше Яндекса и Гугла. Более актуальная информация, хорошо умеет строить маршруты, в том числе на общественном транспорте.
Общественный транспорт работает хорошо. Есть автобусы и троллейбусы. Ходят достаточно часто. Машины комфортные, вполне современные, преимущественно китайские.
Есть выделенные полосы, но и сами водители автобусов и троллейбусов не робкого десятка. Ездят быстро, не стесняются обгонять друг друга, с удовольствием сигналят.
При этом в целом культура вождения в городе достаточно высокая. Говорят, лет 5 назад всё было гораздо хуже. Удивляют мопеды, активно колесящие по велодорожкам и даже тротуарам. Не то чтобы напрягают, но непривычно.
Стоимость проезда на наземном транспорте очень доступная. Если платить наличными водителю, 150 тенге. Если картой Онай, как наша Тройка, 80 тенге -- 11 рублей.
Этой же картой можно оплатить проезд в метро.
Метро.
За месяц на метро я катался только один раз. И скорее из любопытства. В час пик народу много, интервалы между поездами долгие, минут 8-10. На входе вещи прокатывают через рентген, как в аэропорту. Поезда южнокорейские Hyundai Rotem. Цена по карте тоже 80 тенге.
Метро в Алматы заработало только в 2011 году. Сейчас состоит из одной ветки и 11 станций.
И вот на этой одной ветке я умудрился поехать не в ту сторону. Причём дважды. До сих пор не понимаю, как это произошло. Зато посмотрел не две станции, а четыре.
Такси.
В Алматы отлично работает Яндекс.Такси и стоит значительно дешевле, чем в Москве. Примечательно, что можно пользоваться тем же самым приложением, а деньги будут списываться с российской карты. Это, пожалуй, единственное, что можно оплатить российской банковской картой.
Ещё нередко вижу, как машину ловят с руки, и в пригороде и в самом городе.
Для междугородних поездок вроде бы можно пользоваться сервисом InDrive. Пока не пробовал.
Арендный транспорт.
Каршеринг в Алматы есть, но развит не очень. За всё время видел буквально несколько машин.
Зато очень много электросамокатов, снуют тут и там. Работает российский Whoosh, а у компании JET приложение идентично с Юрент, которым я часто пользовался в Москве. В причинах не разбирался.
Кроме того, есть городская система аренда велосипедов, тоже похожа на московскую.
В общем, без машины в городе жить можно. Да, будь у меня свой автомобиль, я имел бы возможность чаще ездить в горы или ещё-куда то в и интересные места, не зависеть от остальных ребят. Но уверен, каждый день за руль бы не садился.
Подписывайтесь, впереди много интересного!