Если б не фитиль, то вряд ли кто смог в этом устройстве опознать зажигалку)) Сегодня, продолжая тему истории "карманного огня", рассмотрим ещё один тип зажигалок, появившихся в ту далёкую эпоху, когда кремень ещё не изобрели.
Может кто помнит детскую игрушку из советского прошлого - револьвер на пистонах? Состав с селитрой нанесённый на бумажную ленту, который производил громкий хлопок с некоторой долей дыма при ударе металлическим бойком "оружия". Помните? Вот именно такой принцип использовался в зажигалках конца 1800-х годов. И это были по-настоящему мобильные, то бишь карманные зажигалки. Удобство таких моделей недооценить сложно, особенно по сравнению с существовавшими на тот момент запальными зажигалками.
Все пистонные зажигалки условно можно разделить на несколько типов, как по виду пистонной ленты, так собственно и по механизму, но не поджига, а подачи этой самой ленты. Возможно именно тип "зажигательного механизма" и влиял на конечную форму зажигалки. Кстати, именно с появлением пистонных зажигалок некоторые образцы получили первые топливные баки. Напомню, среди зажигалок запального типа ёмкостей с топливом встроенных в саму зажигалку ещё не существовало.
Химический состав самого пистона представлял собой смесь из бертолетовой соли, окиси свинца или сурьмы, красного фосфора и, в качестве закрепителя на бумажной ленте, смолы или декстрина. "Пропитка" фитиля зажигалок была аналогичной запальным типам - смесь парафина с красным фосфором или калийной селитрой. Ну, а топливом, в зажигалках, где предусматривался бак, служила смесь из этилового спирта, скипидара и в некоторых случаях, в качестве ароматической присадки, камфорного масла.
Один из довольно распространённых типов подобных зажигалок использовал как громоздкий, толстый фитиль, так и новый механизм с бойком и системой подачи ленты. В случае с этой немецкой зажигалкой 1880 года - это простая механическая перекрутка катушки с заправленной на неё пистонной лентой. Корпус представлял собой своеобразную "книжку" для перезарядки.
В этом варианте, помимо аналогичного устройства, видно явное усовершенствование конструкции - фитиль помещён внутрь корпуса. Насчёт удобства не знаю, но эстетика внешнего вида зажигалки явно повысилась. Правда добавилась ещё одна механическая деталь - колёсико для подачи самого фитиля. Впрочем, вряд ли это недостаток, ведь до "эры одноразовых вещей" было ещё очень далеко.
А в этой зажигалке громоздкий фитиль заменён на более лёгкую версию, но зато в корпусе скрыт танк для топлива.
И ещё одна улучшенная версия. На первый взгляд эта зажигалка аналогична предыдущей, за исключением одной детали - отсутствует колёсико подачи пистонной ленты. Всё дело в том, что это по-настоящему полуавтоматическая зажигалка! В корпусе спрятана подпружиненная "лапка", которая сдвигает ленту при каждом открытии крышки корпуса.
Немецкая зажигалка Köhler с таким же механизмом, но более изящная, за счёт разделения корпусов с лентой и топливного бака с фитилём.
Подобная конструкция, кстати, оказалась весьма популярной и использовалась в различных схемах - как в полностью механической с запальным фитилём, так и в полуавтоматических, с топливным баком или без него. К примеру - вот эта американская зажигалка Erie 1877 года.
Следующий этап эволюции таких зажигалок начался с момента использования дисковой "ленты". Вроде бы ничего особо не поменялось, просто зажигательная смесь наносилась на картонный круг, а не на ленту, но такое простое решение позволило использовать освободившееся в корпусе место под более совершенную механику. Да и процесс перезарядки стал существенно проще и быстрее.
Вот яркий пример - автоматическая зажигалка производства нью-йоркской мануфактуры Magic Introduction Co. При нажатии одной единственной кнопки открывалась крышка, прокручивался диск с пистоном и срабатывал боёк.
А это аналогичной схемы, с некоторыми улучшениями, версия зажигалки от немецкой фирмы E.B. Koopman.
Использование именно дисков позволили ещё и улучшить эстетическую сторону подобных зажигалок, да и значительно сократить габариты. На фото - американская зажигалка производства Vollmer and Schwing 1890 года.
Вполне логично, что "пистонная тема" не оставляла покоя пытливым умам)) Периодически, почти до начала 20 века, появлялись и иные схемы. К примеру в этой немецкой зажигалке Birmingham использовались "многоразовые" пистоны в виде маленьких дисков. По мере уменьшения рабочей поверхности такого пистона его требовалось заменить.
А ещё пистонные зажигалки, вернее сам пистон, спровоцировали рождение схемы "вечной спички" - вместо ещё не изобретённого кремня использовались горошины из зажигательной смеси. Зачем? Ну, спички тех времён ещё не были такими какими мы их знаем сейчас)) Возможно подобная конструкция как у этой канадской "спички" 1890 года производства фирмы Foley and Ruse была безопаснее.
Ещё одна гибридная версия - американская зажигалка Phosphorus. Тут и чиркаш есть, и подобие фитиля. Как ей пользоваться и не сжечь себе пальцы - ума не приложу!
Конструкция этой итальянской зажигалки Lucifax выглядит уже безопаснее)) Пистоны захватываются цанговым зажимом, тут хотя бы пальцы при розжиге уцелеют))
При том существовали модели и более удачно использующие "горох" пистонов. К примеру вот эта немецкая зажигалка с трёх частным корпусом: в одной - горючий фитиль, в другой - большая ёмкость для переноски "гороха", а третья представляет собой уникальный механизм поджига с подпружиненным бойком на манер поршня.
Продолжение следует...
Все статьи о зажигалках можно найти в этой подборке:
Пост написан при технической поддержке группы "Табачный Клуб".
Все статьи, дегустации и прочий материал "Уголка Курильщика" можно отыскать на этой страничке:
Если понравился пост, ставьте, пожалуйста, лайк, чтобы я знал, какие новости Вам наиболее интересны.
Поддержите канал комментарием!
Подписывайтесь на мою ленту и будьте в курсе самой увлекательной и познавательной информации о табаке и культуре его потребления!
И помните: курение вредит Вашему здоровью!