БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Слово «БАМ» одновременно – глубокий символ! Вообще, мы обнаруживаем много символичных моментов, на самом деле, в строительстве БАМа как грандиозной «стройки века». Но сначала продолжим историю. Как таковое строительство БАМа началось в 1932 году, но сказывалась острая нехватка рабочих рук на фоне объективных материальных и природных трудностей при проведении железной дороги. Всё это повлияло на вынужденное решение привлечения к стройке труда заключённых. Отсюда, выходит второе постановление Совнаркома СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ (объединённому государственному политическому управлению), возглавляемым тогда Ф.Э. Дзержинским. Органами этого ведомства был организован Бамлаг в г. Свободном, куда свозились заключённые из различных трудовых лагерей. До 180 тысяч человек числилось в Бамлаге на 1936 год. Как известно, стройка началась с сооружения к основной магистрали подъездных путей от Транссиба. Следует отметить, в 1938 году Бамлаг был расформирован с образованием шести трудовых лагерей. Обратите внимание, нехватка рабочих рук компенсировалась привлечением труда тех, кто не был свободен!
Что удалось сделать силами осуждённых? Работы шли тяжело, но в 1938 году было всё-таки начато строительство западного участка БАМа от Тайшета до Братска. Аналогичные строительные мероприятия осуществлялись и на восточном участке БАМа, от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани в 1939 году. А на участке Известковая — Ургал, на одной из «перемычек», соединяющих БАМ и Транссиб, открылось движение к 1940 году. Правда, война внесла свои коррективы, в целом строительство заморозили, и в 1942 году решено было разобрать уже уложенную часть путей для отправки под Сталинград с целью возведения путей подвоза ресурсов. Это сыграло ключевую роль в важной победе. Как раз в 1942 году разобрали построенную «перемычку» Бам — Тында для военных нужд. Чуть ниже данную ситуацию ещё раз обсудим. Тем не менее, на третьем соединяющем участке Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре строительство продолжалось. Также во время войны (1943 год) строили железную дорогу по направлению Комсомольска-на-Амуре - Советская Гавань, и сдали в эксплуатацию в 1945 году. Конечно, имело значение военное противостояние с Японией.
В послевоенное время БАМ достраивается медленно, железнодорожные пути то прокладываются, то снова прекращаются всякие работы. Однако постепенно удалось провести железнодорожную линию от Тайшета до Усть-Кута (1946 – 1951 гг.). Но затем всё строительство практически остановилось вплоть до конца 1960-х. И вот, в 1967 году выходит постановление правительства «Об усилении изысканий БАМа», начались соответствующие проектно-изыскательские предварительные работы. Наконец, произошло важное переломное и символичное событие, в 1972 году было отсыпано определённое количество грунта для железнодорожного пути от станции Бамовской до Тынды. Данное событие оказалось «прелюдией» главной и ключевой даты в истории БАМа – 8 июля 1974 года, когда вышло новое постановление правительства «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Но мы ещё немного коснёмся во многом символичной исторической судьбы где-то центральной точки всего БАМа – посёлка Бам. Это посёлок и одновременно станция, ещё её называют «Бамовской» располагается недалеко от г. Сковородино Амурской области и как бы стороне от, непосредственно, БАМа. Но важно понять его значение. Как таковой посёлок Бам возникает в 1933 году, а первый паровоз до Тынды отправляется в 1937 году. (Изначально Тында появилась в 1917 году как посёлок «Тындинский» в качестве базы для золотоискателей). В 1942 году для военных целей ветка Бам – Тында была демонтирована (180 километров пути). Вторую жизнь данный железнодорожный участок получил, как было отмечено, в 1972 году. Станция Бамовская соединяет БАМ с Транссибом (1891 – 1916 годы).
Но, в свою очередь, Транссиб является соединительной магистралью в Азию. С другой стороны, БАМ – это доступ к природным ресурсам. Подходим к тому, что впервые слово «БАМ» звучит в 1930 году. Это же надо как-то было закрепить на века! Обозначить «стройку века»! БАМа ещё нет, но есть Транссиб, и есть пристальный взгляд на Север. В то время, как мы помним, осуществляются изыскательские работы на участке от будущей станции Бамовская до Тынды (1931 год). Слово «БАМ» оставалось звучать. И вот, будущее стало проявляться, так как, во-первых, в 1932 году приступили к строительству БАМа, во-вторых, возникает посёлок Бам в 1933 году. Понятно, по какой причине. Тем не менее, начало положено и присутствует соответствующая символика этого начинания. Без символов никак, а между тем, символы всегда выражают – идею!
Теперь говорим о символах. Прежде всего, что означает слово «Магистраль»? Магистраль – это главный канал связи и основной маршрут, основное направление пути. Идея БАМа – это связь с ресурсами страны, большого социального организма. Без ресурсов не живёт ни один организм. Что такое станция? Это узел связи, некая центральная распределительная точка. Иногда подобная точка служит началом чего-то главного в жизни. Такой точкой, бывает, является – идея! Посёлок Бам (станция Бамовская) – это точка на карте и также есть идея. И уже вокруг идеи собирается форма. Символы же отражают содержание идеи. О чём слово «БАМ»? БАМ – это своеобразная «линия жизни» страны, которая через трудности, отвагу, мужество, самоотверженный труд ведёт к свободе! И под Сталинградом «БАМ», будучи незавершённой идеей, уже способствовал обретению свободы! В тяжёлые времена был использован труд, кто был не свободен, но их рабочие руки объединил город Свободный! Именно по свободному проявлению воли и желанию, вдохновлённые большой идеей, комсомольцы отправлялись строить БАМ. Свобода – это наше будущее (символ будущего), всех свободолюбивых людей, для которых БАМ – дорога в будущее! И в 1888 году говорилось о свободе великой страны, её ресурсной самодостаточности, а также полной независимости от какого-либо внешнего посягательства. Ещё раз, БАМ – это символ свободы и дороги в будущее!