Найти в Дзене

Спаси своего пациента. Задачка на аналогическое мышление

Всего 10% людей способны с первого раза решить эту задачу. Проверь своё мышление на умение проводить аналогии.

Мышление по аналогии – это один из механизмов мышления. Аналогии применяются для познания и обучения, позволяют двигаться от того, что привычно и понятно,  к неизвестному. Умозаключения по аналогии позволяют сравнить объекты и установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуется сходство существенных признаков и игнорирование различий.

Недавно начала читать книгу Дэвида Эпштейна «Универсалы». Когда прочту её полностью, обязательно опубликую отзыв на своём канале. А пока, хотела бы с вами провести небольшое исследование на ваше аналогическое  мышление, о котором рассказывается подробно в данной книге.

Приветствую Вас на своём канале! Меня зовут Кристина, и каждый день в своём блоге я делюсь полезной информацией, которая поможет Вам в саморазвитии, бизнесе и жизни! Подписывайтесь на мой канал. Обещаю, будет интересно!
Фото автора
Фото автора

В ходе изучения умения решать проблемы в 1930 году Карл Дункер (немецкий психолог, один из наиболее выдающихся исследователей мышления) поднял один из наиболее известных гипотетических вопросов когнитивной психологии. Он звучит следующим образом: 

«Допустим, вы врач, работающий с пациентом, у которого злокачественная  опухоль желудка. Пациент неоперабелен, но, если опухоль не удалить, он умрет. Уничтожить её можно при помощи особых лучей. При их взаимодействии с опухолью достаточно высокой интенсивности она будет уничтожена. К несчастью, при подобной интенсивности здоровая ткань, через которую проходят лучи по пути к опухоли, также разрушится . При более низкой интенсивности облучение безвредно для здоровой ткани, но столь же бесполезно и для лечения опухоли. Какую процедуру можно применить, чтобы посредством лучей удалить опухоль, не повредив здоровую ткань?»

Ваша задача - провести операцию и спасти пациента, но облучение либо слишком мощное, либо слишком слабое. Как решить эту проблему? 

Пока вы думаете, расскажу историю, чтобы скоротать время. Жил-был генерал, которому нужно было покорить крепость в центре страны и отбить её у жестокого диктатора. Если бы генерал привёл все свои войска к крепости одновременно, им ничего не стоило бы её захватить. Со всех концов к ней вело множество дорог, сходившихся возле крепости, как спицы в колесе. Но все они были заминированы, а потому по каждой дороге могли пройти лишь небольшие отряды солдат. У генерала созрел план. Он разделил свою армию на небольшие отряды и отправил каждый отряд по своей дороге, ведущей в крепость. Сверив часы, они условились подойти к крепости одновременно по всем дорогам. И план сработал. Генерал захватил крепость и сверг диктатора.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Ну как, спасли своего пациента? Если вы ещё думаете, расскажу напоследок ещё одну историю.

Много лет назад пожарный из маленького городка приехал тушить загоревшийся сарай - если его не потушить, он перекинется на соседний дом. Пожарного гидранта поблизости не было, но сарай стоял у озера, где было много воды. Десятки соседей с ведрами бегали взад и вперёд, заливая сарай водой, но огонь не унимался. К их удивлению, пожарный крикнул, чтобы они прекратили и бежали к озеру, чтобы наполнить вёдра водой. Когда они вернулись, пожарный выстроил жителей вокруг сарая и на счёт «три» велел всем вместе выплеснуть содержимое вёдер. Огонь тут же уменьшился и вскоре совсем прекратился. Городские власти в награду за оперативное мышление повысили пожарному зарплату. 

Ну как, спасли пациента? Не расстраивайтесь, почти никому не удалось решить эту задачу. По крайней мере, сразу. Зато потом - почти все справляются. Всего 10% людей способны с первого раза решить «Задачу Дункера про облучение». После задачи и истории о крепости почти 30% спасают пациента. Прослушав обе истории, половина справляется с задачей. А уж если рассказать притчу о крепости, потом о пожарном, а затем намекнуть, что они могут пригодиться в решении задачи о пациенте, 80% в конце концов его спасают. 

Автор блога
Автор блога

Решение состоит в том, чтобы вы (врач) направили на опухоль множество лучей малой интенсивности с разных направлений, минуя здоровую ткань. В этом случае совокупная мощность лучей, направленных на поражённый участок, будет достаточной для уничтожения опухоли. Подобно генералу, который разделил свои войска и направил их по разным дорогам к крепости, и пожарному велевшему деревенским жителям выстроиться вокруг горящего сарая с ведрами и одновременно облить его водой.

Скажу честно, я не справилась с данной задачкой сразу. У меня был такой вариант: разрезать здоровую ткань, для того, чтобы добраться к опухоли и потом уже напрямую облучать опухоль, не задевая здоровую ткань))). Да, врач из меня никудышный😁. Но после первого примера с крепостью, я уже начала догадываться, а после второго примера, я уже до конца поняла разгадку данной задачки)).

А у вас сразу получилось прийти к правильному решению? Делитесь в комментариях👇🏻😊.

Спасибо, что читаете меня! Ставьте 👍 и подписывайтесь, так вы поможете развитию моего блога. Всего вам хорошего😊.