Найти тему

Как помочь ребёнку не осиротеть в этом безумном, бушующем мире и обрести свой РОД

Оглавление

Из открытого доступа в сети
Из открытого доступа в сети

Можно и надо ли разделять, разлучать детей, родных по крови, лишившихся семьи, попавших в ДД?

Передо мной этот вопрос как-то особо остро никогда не стоял. На этапе гостевого режима, когда сын появлялся в семье и в доме только на выходные и праздничные дни, я как-то судорожно поглощала информацию о нём и его прежней жизни, которая лилась на меня из рассказов персонала в больнице и ДД, из документов, которые мне показывала социальный педагог...

Узнала, что у мальчишки есть жива-здорова биологическая мама (при восприятии этой информации определение "родная" даже не мелькнуло в моём сознании - отказалась, значит, уже НЕ родная...).

Есть РОДНОЙ по матери брат. Вот здесь никаких вариантов определений не было. Родной. В список задач, отсроченных по выполнению попало "обязательное знакомство с родным братом".

Отсроченное, поскольку первоочередной задачей было здоровье сынка, его окончательное устройство в нашей семье и оформление в садик ("Его надо срочно оформить в садик, в группу сверстников, таких же, как он, малышей, без всяких старших и младших!" - это была первая моя мысль, когда я впервые увидела Диму в больнице. "Маленький старичок", больше никаких ассоциаций не возникло при первом общении с ребёнком...)

Из детского дома нам передали вместе с ребёнком его нехитрые пожитки. Самой значимой "вещью" среди них был небольшого формата фотоальбомчик со снимками о жизни у приёмных родителей.

Ни выбросить эти фото, ни запрещать ребёнку перелистывать альбом и объяснять нам кто есть кто на тех фото - подобного желания у меня не возникло ни разу за все годы жизни (уже без малого одиннадцать лет) Димы в семье. К альбому, фото и рассказам о прежней семье ребёнок обращался на первых порах очень часто. Особенно, когда с нами он бывал на гостевом режиме. Поначалу я считала это проявлением привязанности к прежней семье, тоски по тем родителям...

Потом несколько ситуаций подсказали мне, что таким образом он пытается защититься, спастись от неопределённости, в которой оказался на первых порах у нас. Например, я заметила, что к фотоальбому Дима обращался всякий раз, когда мы, оставив его с игрушками или какими-либо занятиями, начинали заниматься своими домашними делами.

Иногда сынок брал не альбом, а поднимал трубку телефона, набирал несколько цифр на диске и начинал "разговор": "Алё! Как дела? Ты на работе? У тебя всё хорошо? У меня тоже...Но я соскучился..." На мой вопрос, кому это он звонит, сынок отвечал:" Маме N"...

Но явнее всего причина таких "диалогов" обозначилась однажды при нашей с дочерью попытке развеселить Диму.

Солнечным весенним днём на лужайке в парке мы с ней затеяли пускать змея. Подтравливая бечёвку и стараясь удержать игрушку, мы переплелись руками, обнялись... Змей, помахивая нам хвостом, взмыл высоко в воздух. Обернувшись к Диме убедиться в том, что ему весело, я увидела на его лице отчаянное одиночество и тревогу...

Поняла, что мы с Верой как бы отделили его, не взяли "с собой", в общее дело... Позвала к себе, предложила помогать нам, держать свой участок бечёвки и не давать змею улететь. Выражение лица быстро сменялось от потерянности и одиночества к растерянности и нерешительности, до выражения счастья и блаженства, когда, наконец, прицепился и к нам, и к этому змею, мы стали "вместе", дружно, не отделяясь и не отдаляясь удерживать его.

Из открытого доступа в сети
Из открытого доступа в сети

Как только Дима перешёл под постоянную опеку и наши еженедельные "путешествия" по маршруту ДД - семья и обратно прекратились, ребёнок стал вести себя спокойнее и увереннее, но "разговоры" по телефону и рассматривание альбомчика иногда повторялись...

Всё прекратилось примерно через полгода жизни Димы в семье. Я за это время из "бабы Тани" выросла до Мамы.

Мамой Дима стал называть меня по собственной инициативе под натиском вопросов со стороны детей из группы в детском садике. И уверенность, которую мальчик обретал в связи с такими изменениями в наших отношениях, проявлялась просто физически: он развернул плечики, которые на первых порах казались пришитыми к ушкам, стал увереннее передвигаться и меньше падать (неумение нормально ходить в четыре с лишним года было одним из симптомов его неврологических проблем), речь стала более ясной, осмысленной.

Желание познакомить сына с его родным братом не покидало меня никогда, но особенно проявилось перед его зачислением в первый класс.

О результатах попытки расширить круг близких, и особенно родных, людей для сынка я писала уже

Когда за ресурсом обращаешься туда, где его нет 2 или как я пыталась помочь приёмному ребёнку найти родных

С тех пор прошло ещё несколько лет. Дочь уехала учиться, а затем работать в другой город. Встречи детей бывают довольно часто, но не ежедневно и даже не всякий месяц удаётся это организовать. Дима абсолютно искренне считает и называет её своей сестрой. И вообще все наши родственники - это и его родня. То есть, у него есть тёти, дяди, двоюродные братья...

Из открытого доступа в сети
Из открытого доступа в сети

Но однажды поминал вместе со мной всех моих уже ушедших родственников, которых он абсолютно самостоятельно, без моих просьб и, тем более, специально организованного заучивания, запомнил всех по именам и в том порядке, в котором поминаю их я. В конце моего списочка он вдруг неожиданно попросил: "Давай будем поминать и мою прабабушку, пожалуйста!" - "Хорошо, давай. А как её зовут?" И Дима, которому тогда было лет 10, назвал первое пришедшее ему на ум имя... Ни он, ни я ничего не знаем ни об одной из его прабабушек...

Имя её иногда меняется, но в случае с жизненной историей Димы и его биографией, наверное, это не самое принципиальное, что надо соблюдать ребёнку... Для меня (и, тем более, для него) важнее, что у него есть род, в этом роду прабабушка - человек, которой по возрасту уже не может быть в живых, но которая достойна того, чтобы мальчишка помнил о ней и поминал её...

Я уверена, что когда-то встреча с родным братом состоится на ином уровне. И Дима не должен на ней оказаться "жалким сиротинушкой"...

И да. В школах в "целях патриотического воспитания" введены теперь такие внеурочные часы, как "Разговор о важном". Очень надеюсь, что на таких часах каждому ребёнку предоставят возможность рассказать о своих родных, о роде, о семье.

А иначе, какие же Отечество и Родина могут выстроиться из тех разговоров о важном?

Из открытого доступа в сети
Из открытого доступа в сети