В Татарстане, Башкирии, Удмуртии и Челябинской области живут люди, которые называют себя кряшенами. Перепись 1926 года насчитала их 104 тысячи человек. Тогда их записали, как «неточно обозначенную народность».
Современные переписи (2002 и 2010 годы) проводились под давлением татарского национального большинства. Кряшен всячески склоняли идентифицировать себя единым целым с татарами. Но почему-то кряшены не соглашались. Кряшены, и точка. Переписи зафиксировали примерно 300 тыс. кряшенов, из них 250 тыс. в Татарстане.
Кряшены – это не тоже самое, что крещенные
Кряшены себя считают отдельным народом. Не субэтносом, не частью татарского народа, не общностью.
Путаница начинается с названия. Некоторые историки-ученые считают, что слово «кряшены» произошло от слова «крещеный». После взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России Иваном Грозным, часть татар приняли православие и стали крещенными. Отсюда, мол, и пошло название новоокрещённых татар – «кряшены».
Надо сказать, что новокрещенные татары были. Часто бывает в истории, когда на другую сторону баррикад перебегают элиты. Для сохранения влияния и власти ханы часто принимали православие, получали дворянские титулы князей и продолжали править своим мусульманским народом.
Но почему-то, с какой легкостью элиты меняют религию, с таким же упорством простой народ стоит со знаменами веры отцов из последних сил. Основная часть татарского народа как была мусульманами, так и осталась. Им привилегии были не нужны. Жизнь татарских крестьян не изменилась от прихода новой власти. Ведь в руководстве остались те же ханы, которые отныне именовались князьями.
Версию о новокрещенных татарах усиленно продвигают не русские и не западные историки, а местные. Татарским элитам выгодно представлять татарский народ единым и монолитным. Но, задавливая национальную идентичность кряшенов, сеют ростки противоречий.
Кряшены первые православные
Кряшены утверждают, что по-татарски слово «крещеный», звучит как «чукынган». Не подходит. Не созвучно.
Историки кряшенов утверждают, что название их народа происходит от средневекового тюркского племени «кереитов», известных тем, что еще в 9-м веке приняло православие.
В 12- веке кереитов покорил Чингисхан, но народ не утратил собственной идентичности. Участие кереитов в завоевательных походах монгол привело к расселению вдоль Волги и на Урал. Следы кереитов встречаются в Средней Азии, в Крыму и Восточной Европе.
На сегодняшний день кряшены разговаривают на татарском языке с местными особенностями. Выделяют 4 вида: кряшенского разговорного диалекта: молькеевский, заказанский, чистопольский и диалект Нижнего Прикамья.
Отдельная заметная группа кряшен – это нагайбаки. Проживают в Челябинской области. Они казаки. После успешного похода в составе Российской Армии в 1812-1814 годах, переименовали села на французский манер: Париж, Фершампенуаз и другие.
Заключение
Прочитав много литературы по этой теме, я не стал поклонником какой-либо стороны. Обе версии имеют право на существование. В защиту версии крещеных татар при Иване Грозном, выступает некомпактное расселение кряшен: достаточно малочисленный народ расселен на большой территории среди татар. Обычно малые народы стремятся к компактному проживанию. Мне так кажется.
За версию кряшен, как отдельного народа выступает тот факт, что несмотря на притеснения и запреты, люди сохраняют собственную идентичность, культуру и обычаи. И в советское время, да и сейчас, это нелегко. Выгоднее и проще согласиться, что ты татарин.
Для меня вопрос остался открытым. Мало источников из первого тысячелетия. Возможно, из-за малочисленности народа.
Всем добра!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.
#кряшены отдельный народ #кряшены крещеные татары #современное казачество #история казачества #российские новости #нагайбаки это кряшены