Пашк Первати (Pashk Pervathi, 1958 г.) родился в небольшой албанской деревушке, которая примостилась у подножия горы. Он, как и многие прочие деревенские мальчишки, рос без особой заботы родителей, без дорогих игрушек.
Был физически крепок, наблюдателен. Одним из запомнившихся моментов его детства стало вечернее солнце, которое «тонуло» в море. Были и другие моменты, трогающие сердце будущего художника, те, про которые позже он скажет:
«Я всегда, даже в самые сложные времена, видел достоинство и красоту албанского пейзажа».
Смена времен года, лошади на бескрайнем лугу, одинокий домик, стог сена, лодка на берегу, ручьи, реки, море, горы и холмы — все это составляет главную тему работ Пашка Первати.
Язык его пейзажей далек от какого-либо влияния вчерашнего социалистического реализма, хотя учился он у преподавателей старой закалки. В 1990 году Пашк Первати окончил Академию художеств по специальности монументальная живопись.
«Неприглядность не свойственна моей натуре, несмотря на то, что Албания была очень неприглядна в переходные годы. Вот почему я езжу рисовать в места, далекие от сегодняшней «цивилизации». Но я люблю свою страну, стараюсь показать ее прекрасные стороны. Албания — солнечное место».
Но это обманчиво простой язык.
Сам художник называет время после 1990 года «свободой декоративного самовыражения». Цвета больше не считались иностранным проявлением в искусстве, но для Первати остается важным баланс естественного, отголосков того искусства, которое развилось в 80-х годах в Албании и новой декоративности, когда каждую деталь нужно «погладить» своим собственным цветом.
«В пейзажах я ищу свет, но часто также и взаимосвязь между большими цветовыми массами».
Вместе со свободой возникла и новая традиция — организация своеобразных художественных колоний. Художник путешествовал со своими коллегами, а также в одиночестве по всей стране. Чаще всего путешествия эти происходили осенью.
«Я по-прежнему сосредоточен главным образом на осени из-за ее богатства цвета».
Пашк Первати создал несколько циклов работ на тему всех четырех времен года. «Зимнему» циклу была, в частности, посвящена одна из его выставок – «Белизна». Настоящее исследование оттенков цвета.
«Снег прекрасен, когда вы его видите, но невероятно сложен в обращении, потому что оттенки белого под воздействием света, облачности, разные».
Художник искал, терпеливо исследовал эти оттенки утром, сереньким днем, в сумерках, когда снег освещается огнями в окнах домов.
Сам он не покинул родную деревню, неизменно возвращается туда после путешествий, потому что только так возможно для художника создавать свою искреннюю, радостную живопись, мелодию земли, на которой он живет.
Обложка: «Послеполуденный свет». Источник: https://smithklein.com/artist/pashk-pervathi
Источник всех изображений, если не указано иное: http://www.pashkpervathi.com/index.php?lang=2
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.