Его называли «сказочным мальчиком» и «актёром с детским лицом». Артист Виктор Перевалов — голубоглазый школьник-блондин — стал звездой советского кино в восьмилетнем возрасте. До своего тринадцатилетия он успел появиться в шести кинолентах.
Самая белая голова в классе
Виктор родился в Ленинграде в простой рабочей семье. На дворе был 1949-й год. Вместе с папой, мамой и двумя братьями Витя жил в коммуналке. Мальчишки рано начали работать, стараясь помочь родителям. О том, что можно заработать, снимаясь в кино, Перевалов даже не предполагал. Всё произошло само собой...
Киношники присмотрели Виктора в ленинградском дворце пионеров. У школьника тогда была самая белая голова среди всех его одноклассников. «Меня тут же выхватили из толпы», - вспоминал Перевалов.
Помимо белой головы, кстати, внимание авторов фильмов привлекли и огромные глаза мальчишки. Витя стал настоящей находкой для советского кино конца 1950-х. А его звёздным часом стали съёмки в «Марье-искуснице» у Александра Роу.
Как школа поставила «крест» на новых ролях
Был момент, когда мальчик вообще практически перестал учиться в школе. Переезжал из города в город — с одной съёмочной площадки на другую. Вместе с ним была его мама. Временами напряжение было столь велико, что у юного артиста кровь шла из носа.
Популярность юного артиста, тем временем, росла. Про него даже был снят документальный фильм, из которого зрители узнали: мальчик — не только хороший артист, но и замечательный сын и ученик.
Увы, на самом деле это было не совсем так. В какой-то момент Вите из-за «двоек» просто перестали выдавать в школе справку с разрешением участвовать в съёмках. А без бумажки с печатью работать в кино ему было нельзя.
Повзрослел. Но остался нарасхват у режиссёров
Пришлось восстанавливать успеваемость и отказаться от нескольких заманчивых предложений режиссёров. Зато потом возвращение Виктора Перевалова на экраны стало весьма заметным — мальчик (на тот момент уже подросток) сыграл роль беспризорника в «Республике ШКИД».
После школы юноша планировал подавать документы во ВГИК. Однако помешали… съёмки. Перевалов был столь занят, что просто не нашёл время для участия в экзаменах. Впрочем, и без образования он был нарасхват у режиссёров. Даже повзрослев, молодой мужчина сохранил детское выражение лица.
Тайна исчезновения в 1980-х
Особенно активно во взрослом возрасте артист снимался в 1970-х. Однако вскоре неожиданно для всех пропал с экранов. Последним заметным появлением артиста на экране стала лента 1982 года «Ослиная шкура».
Причина, увы, была… в популярности и большом актёрском стаже Виктора. Дело в том, что, согласно тарифной сетке, к тому моменту он «стоил» примерно также, как и звёзды первой величины. И немногие создатели кинолент были готовы выкладывать такие деньги исполнителю небольших ролей.
«Укладчик шпал»
В 1990-х Виктор Перевалов перебивался случайными заработками. Зимой работал грузчиком, летом устраивался в колхоз на прополку и сбор ягод. Таксовал. На какое-то время стал… укладчиком шпал.
Однако мысли о кино не отпускали. Вернуться на экраны удалось лишь в начале 2000-х, когда Виктора Порфирьевича сняли в фильме «Граффити» в роли опустившегося и сильно пьющего деревенского жителя.
Премьеру высоко оценили критики, а режиссёры вновь обратили внимание на «сказочного мальчика». Он жадно взялся за работу, принимая все (абсолютно) поступавшие предложения. Играл в том числе и в популярных сериалах…
Как жил и ушёл в 2000-х
Увы, работа на износ закончилась для артиста печально. Возвращаясь с очередных съёмок из Санкт-Петербурга в Москву Виктор Порфирьевич почувствовал себя плохо. За помощью к врачам обращаться не стал (боялся, что ему не разрешат продолжать работу над фильмом), а свои лекарства, как оказалось, забыл дома. Состояние ухудшалось стремительно.
Когда Перевалов наконец обратился к медикам, было уже поздно. Помочь актёру не смог никто. Он ушёл в возрасте 61 года, так и не доиграв свою последнюю роль...