Найти в Дзене
Марина Ярдаева

О счастье не видеть, не чувствовать

У меня никогда раньше не складывалось с Гессе. То есть я осознавала его неоспоримое место в культуре, понимала, что место это огромно, но вот не складывалось, не откликалось ничего в душе, включался только рассудок. А сейчас не знаю, что произошло, совпало время и место, состояние, что-то ещё.

Одна цитата:

"Вот здесь живет этот человек, подумал я, трудится год за годом, читает и комментирует тексты, ищет связей между переднеазиатскими и индийскими мифологиями и тем доволен, потому что верит в ценность своей работы, верит в науку, которой служит, верит в ценность чистого знания, накопления сведений, потому что верит в прогресс, в развитие. Войны он не почувствовал, не почувствовал, как потряс основы прежнего мышленья Эйнштейн (это, полагает он, касается лишь математиков), он не видит, как вокруг него подготавливается новая война, он считает евреев и коммунистов достойными ненависти, он добрый, бездумный, довольный ребенок, много о себе мнящий, ему можно лишь позавидовать".

Прочитала и, поражённая, замерла.

Где живёт этот человек? Когда живёт этот человек? Везде живёт. Всегда живёт. В любые эпохи. Сколько таких людей? Тьмы и тьмы, и тьмы. И, да, действительно, можно им таким лишь позавидовать. Природа весьма и весьма о них позаботилась, научив многого не видеть. Видение же - это, скорее, сбой, ошибка, баг. Ибо что от него пользы если в нагрузку к способности видеть не идёт способность на что-либо влиять? А этим свойством, будем честны, не обладают 99 % из видящих. И все великие пророки: художники, философы, поэты - в числе этих 99 процентов. Они только раздражают, являясь немым укором миру. О, их, конечно, и любят тоже. Но за другое. Не за то совсем, что они видят.

Впрочем, ладно. Я еду гулять по кладбищу. По работе, друзья, по работе! Скажете: вот ведь скорбный труд. Ничуть. В Петергофе на старом кладбище у залива я и бесплатно гулять могу с удовольствием (если там гопники не распивают), а тут в перспективе хороший гонорар. А ещё, хочется, знаете ли, тишины и уединения. Где ж их ещё взять в нашем сумасшедшем мире?