Найти тему
Автоспорт

Мечта дальнобойщика. Можно ли проехать ралли «Париж-Дакар» на тягаче с полуприцепом? Ответ вас удивит!

Спорили мы тут на днях с приятелем-дальнобойщиком. Он является болельщиком заводской команды «КАМАЗ-мастер» и искренне восхищается успехами российских гонщиков. Но одно не даёт ему покоя – не секрет, что пилоты команды из Набережных Челнов выступают на специально подготовленных двухосных грузовиках. А смогли бы, скажем, Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Антон Шибалов, Дмитрий Сотников, Сергей Куприянов или даже сам Владимир Чагин проехать дистанцию, скажем, ралли-марафона «Париж-Дакар» за рулём седельного тягача с полуприцепом? Ему казалось, что это риторический вопрос, но у меня был на него ответ!

В 1985 году на старт ралли-марафона «Париж-Дакар» вышел удививший всех зрителей и журналистов автомобиль – полноприводный седельный тягач Mercedes 1932 AK 4х4 с полуприцепом. В кабине находился не менее удивительный экипаж – пилотесса Франсуаза Моркретт, штурман Алан Гильмо, механик Флавьен Мальги. Даже сейчас в 2022 году появление девушки за рулём гоночного грузовика – не самое частое явление. А без малого сорок лет назад это было вообще сродни сенсации.

Опытный дальнобойщик без труда увидит нечто необычное в тягаче – у него слишком длинная база:

-2

И это неспроста! Дело в том, что ещё в 1981 году, а затем в 1984 году этот же самый грузовик участвовал в марафоне «Париж-Дакар», но в видео обычного бортового грузового автомобиля. Впервые Mercedes участвовал в гонке под управлением легендарного Жоржа Груана. Француз финишировал третьим среди экипажей грузовиков – и восемнадцатым среди всех участников. Машина выглядела вот так:

-3

Затем в 1982 году Груан был нанят организаторами гонки для того, чтобы на этом же самом грузовике возить топливо для вертолётов, которые использовались во время гонки. Вместе с Жоржем в машине ездил журналист. Но к сожалению Mercedes попал в тяжёлую аварию – после переворота машина получила серьёзные повреждения и была практически уничтожена, а журналист погиб на месте…

Для того, чтобы сэкономить на страховке и таможенных пошлинах разбитый грузовик подлатали прямо в Африке и он своим ходом добрался обратно во Францию. В 1983 году эту рухлядь купил немец Лутц Бернау, который восстановил машину и вышел на старт ралли «Париж-Дакар» 1984 года. На финише он был четвёртым среди грузовиков:

-4

А после завершения «Дакара» 1984 года машину купила Франсуаза Моркретт – женщина, которая до этого никогда не участвовала в гонках. Почему же она решилась на такую покупку? Всё просто – она поспорила, что проедет ралли «Париж-Дакар» на грузовике.

Интересный момент – в заголовке статьи мы сказали, что это мечта дальнобойщика. Но на самом деле это была мечта не дальнобойщика, а… простого парикмахера, ведь Франсуаза Моркретт работала в салоне красоты. В один прекрасный день она поспорила, что сможет проехать ралли «Париж-Дакар». Сказано – сделано! Франсуаза продала свой салон красоты и приобрела грузовик, прошедший уже два «Дакара». Но для участия в гонке её машина была серьёзно переделана. При этом длинная база очень даже пригодилась…

-5

Дело в том, что за кабиной экипажа разместилось специальное гидравлическое оборудование (в том числе гидравлический насос, бак для гидравлической жидкости и охладитель всей системы), которое обеспечивало работу одного из ведущих мостов производства компании "Poclain Hydraulics" – и располагался этот мост на полуприцепе. Да-да, полуприцеп грузовика Франсуазы Моркретт был активным! На ровном и твёрдом покрытии экипаж отключал его, но на бездорожье автомобиль превращался во внедорожник с колёсной формулой 6х6 – это обеспечивалось работой двух гидравлических двигателей, располагавшихся в оси полуприцепа.

-6

К сожалению из-за низкой скорости передвижения экипаж Франсуазы Моркретт был исключён из основной классификации. Однако это не помешало гонщикам проехать всю дистанцию вне зачёта и финишировать. Спор был выигран!

-7

На этом карьера гонщицы для Франсуазы Моркретт была завершена – после одной-единственной гонки. Француженка продала свой грузовик и он ещё несколько лет работал в качестве автомобиля технической поддержки – причём его переделали обратно из седельного тягача в фургон:

-8

Машину купила бельгийская гоночная команда семьи Деладриер, выступавшая на ралли «Париж-Дакар» на багги собственной конструкции под названием Proto Deladrière. Бывший седельный тягач успешно справлялся со своими обязанностями до начала 90-х годов, но в итоге его славный путь был завершён в песчаном карьере в районе Бэ-де-Сомм – это такой большой лиман в регионе О-де-Франс во Франции.

Вот так парикмахерша Франсуаза Моркретт вошла в историю. Ведь ни до неё, ни после неё никто не решался участвовать в ралли «Париж-Дакар» на седельном тягаче да ещё и с полуприцепом!

-9