Найти тему
Фонд "Живой"

Как говорить с детьми о «тяжелом»

День, когда Вы становитесь родителем, навсегда меняет Ваше положение в этом мире. Как в известном анекдоте: «…да ты мать только благодаря мне». Своего ребенка хочется от всего на свете защитить от всего на свете. Но как же говорить на тему смерти и когда начинать. Ведь невозможно всю жизнь делать вид, что все хорошо (в том числе, в очередной раз воскрешая двойника морской свинки или покупая похожих рыбок в аквариуме). Да и как можно скрыть сбитую машиной птицу на дороге.

Однажды, этот самый вопрос обязательно застигнет врасплох: «Мама, голубь умер?». Смотря на испуганный вид родителя, ребенок понимает, что спросил что-то не то и начинает отвлекаться на свои дела. Но из его головы этот вопрос никуда не уходит, а наоборот укрепляется и расширяется. «Значит все умирают, значит можно умереть и др.». Крайне важно проговаривать темы с ребенком, высказывая свои эмоции и боли, и страха… Уж сколько взрослых приходят в терапию с непрожитым горем.

Ребенок смотрит на Вас и считает именно Ваши реакции на стресс самыми адаптивными и жизнеспособными. Если ребенок видит каменное лицо родителя при потере близкого человека, то навсегда принимает для себя этот стиль поведения.

Импринтинг (запечатление) всегда сочетается с перенесением очень бурных эмоций.

Этнические особенности проживания горя у всех крайне разные. Но общие рекомендации, которые позволят сохранить диалог с ребенком, выглядят следующим образом:

  1. Говорить о событии (фактически, что кто-то заболел, попал в аварию, перенес операцию);
  2. Говорить о своих эмоциях по этому поводу (испытываю страх за здоровье близкого, хочу помочь);
  3. Спрашивать у ребенка, что он знает об этом (например, травма руки. Помнишь, твоя кукла поранила руку, и ты ее лечила?);
  4. Спрашивать у ребенка, что он чувствует по этому поводу (тревожно, не могу уснуть, не хочу есть);
  5. Предлагать совместный разбор ситуации и взаимопомощь, взаимоподдержку (вместе навестить, если это возможно, болеющего родственника, или передать ему рисунок ребенка);
  6. Внимательно следить за физическим состоянием ребенка в этот момент (потому как могут развиться фобические реакции: страшно засыпать одному, невротические реакции: грызет ногти, карандаши и многое другое);

Не бойтесь, если это необходимо, обратиться за помощью к психологу. В тяжелых ситуациях важно провести диагностику психоэмоционального состояния ребенка. Потому как оценить его критически продуктивнее со стороны (речь идет о единичном обращении для понимания способов совладания с тревогой).

Текст подготовлен психологом медицинского центра "Медскан" Геляной Ширикиновой.