Найти тему
Матрёшка

Olivetti: Культурная революция

«В разделе "куплю-продам" местной еженедельной газеты среди детских манежей, лингафонных записей и трехколесных велосипедов он наткнулся на объявление о продаже электрической пишущей машинки. К телефону подошла женщина и деловым тоном сообщила: машинка куплена год назад, гарантии осталось еще на год, платить не в рассрочку, а сразу, как придете за ней», - так начинается одна из самых романтичных историй, рассказанных писателем Харуки Мураками. К сожалению, автор не указал марки пишущей машинки, но предположение, что это была Olivetti, никому не покажется надуманным, поскольку для развития промышленного дизайна концепция Olivetti – как фильмы Ингмара Бергмана для истории кино. Поэтизация обычных вещей – это, пожалуй, одна из самых гуманистичных идей постиндустриальной эпохи.

-2

Изначально фирма Olivetti была всего лишь специализированным предприятием по производству печатных машинок. Открытое в 1908-ом, на первых порах оно выпускало всего по четыре тысячи машинок в год. Ситуация резко изменилась спустя 16 лет с приходом к руководству Адриано Оливетти, сына учредителя компании. Адриано, обладая поистине пассионарным мышлением, ввел новую систему менеджмента и принципы производства: с тех пор внедрение инновационных технологий и внимательное отношение к дизайну стали основополагающими правилами работы Olivetti. Когда история дизайна от Olivetti еще только начиналась, систематических подход к созданию формы продукта для итальянских производителей был новой идеей, не говоря уже об оформлении выставочных стендов и планировке офисного пространства.

-3

А в случае Olivetti организация группы коммерческого дизайна была, несомненно, продуманным маркетинговым ходом, который определил линию развития компании на многие годы вперед. Адриано Оливетти удалось уловить дух времени и оценить коммерческую значимость дизайна. Хотя, некоторые исследователи считают, что именно инновации Olivetti подстегнули американских, японских и западногерманских конкурентов к активным действиям в области дизайна.

-4

Уже 1912 году Камилло Оливетти писал, что «эстетическая сторона конструктивного решения машинки также требует особого внимания». Очень скоро работа дизайнера становится для Olivetti знаковой – уже в 1938 году с компанией начинает сотрудничать Мачелло Ниццоли (1887-1969), позднее создавший дизайн наиболее успешных офисных продуктов Olivetti: Lexicon 80, Divisumma 14 и Lettera 22. В 1958 к команде Ниццоли присоединяется Этторе Соттсас (1917-2007), для которого работа в Olivetti была одной из первых ступеней к успеху – сейчас он известен как выдающийся архитектор, дизайнер и теоретик проектной культуры.

-5

Если говорить о новых для того времени продуктах, то сложной и ответственной задачей для Соттсаса была разработка дизайна первого большого итальянского компьютера Elea 9003 в 1959 году. Здесь архитектор применил в своей работе идею, что Elea 9003 не может быть просто машиной – влияние на человеческую психику такого сложного аппарата слишком сильно, чтобы считать его всего лишь технической новинкой.

-6

Поэтому архитектор использовал в своей работе принцип семантической ясности: цветовое разделение операционных зон должно было помочь пользователю разобраться в том, как работает компьютер – похоже, именно этот принцип стоит в основе явления, которое сейчас мы называем интуитивно понятным интерфейсом. А в сотрудничестве с Хансом фон Клиером Соттас создает дизайн культовой печатной машинки Valentine (1969г.). По замыслу создателей Valentine должна была возвестить приход цвета в пространство офиса, но на деле стала чем-то вроде модного аксессуара – яркая и компактная, она продавалась также и в магазинах одежды и современной музыки. Другой знаковый для Olivetti дизайнер – Марио Беллини. Как и Соттсас, начав с Olivetti, в будущем он будет заниматься дизайном мебели для известного мебельного концерна Vitra и других производителей, а также возглавлять авторитетный итальянский журнал о дизайне «Domus» и преподавать в Колледже Прикладных Искусств в Вене.

-7

Беллини предполагал, что в коммуникативной схеме человек-машина дизайнер выполняет функцию канала связи, адаптируя природу технологического сообщения в понятную пользователю знаковую систему. Кстати, для второй половины прошлого века характерны размышления о взаимоотношениях вещи и человека, и о том, что житель современного мегаполиса не в состоянии самостоятельно адаптироваться к быстрым изменениям среды. Французский философ Жан Бодрийяр в работе «Система вещей» замечал, что «люди и вещи тесно связаны между собой», а уже упомянутый выше Харуки Мураками в культовом романе «Денс. Денс. Денс» описывал некий мистический объект, «коммутатор», который соединяет человека с внешним предметным миром. И работы Беллини вполне могут играть роль подобных коммутаторов: ему удалось создать собственную семиотику дизайна продукции Olivetti, где функциональность электроники была заключена в эмоциональную оболочку, стоит вспомнить обтекаемые очертания первого электронного калькулятора Divisumma-18, где ряды клавиш образуют своеобразный ритм, что придает модели лаконичную декоративность. Другая заслуга Беллини заключается в том, что ранее сотрудничество дизайнеров с компанией было проектным, ему же удалось создать устойчивую систему, притягивающую лучшие дизайнерские силы.

-8

Деятельность компании, обладающей огромным количеством технических и научных разработок, никогда не ограничивалась утилитарным подходом к их использованию. Глубокий и деятельный интерес к сфере искусства для Olivetti – традиция, имеющая глубокие корни. Ее символом является расположенная в итальянском городке Ивреа церковь святого Бернардино, принадлежащая семье Оливетти еще с начала прошлого века. Интерьер сооружения украшен удивительными фресками, изображающими жизнь Христа, работы Джана Мартино Спанцотти (вторая половина пятнадцатого столетия). Увлечение искусством, присущее и Адриано Оливетти, отразилось в трех направлениях деятельности: организация больших выставок, например, таких как «55 Twentieth-Century artists from the Olivetti collection» (2002 год), где было выставлено 79 работ европейских художников двадцатого века; реставрация фресок с использованием передовых технологий (помимо множества других проектов, в 1982 Olivetti спонсировали реставрацию фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи) и создание коллекции произведений искусства - в нее входит около тысячи работ, в основном итальянских художников.

Не стоит забывать и о проектах Olivetti, воплощенных в рекламной графике: уже в начале тридцатых отдел развития и рекламы начинает использовать в своей работе новейшие идеи из области корпоративной графики и коммуникаций. Роль этого направления в дальнейшем только усиливалась – в разное время с компанией сотрудничали Джованни Пинтори, Мильтон Глейзер, Мишель де Луччи. Их работы отличались от общей массы имиджевой продукции, производимой в то время, например, рекламный плакат Valentine поражает сдержанной романтичностью и напоминает известную эмблему звукозаписывающей компании "His Master's Voice".

-9

В.Л. Глазычев, доктор искусствоведения, профессор МАРХИ, писал об Olivetti: «Только на выставке или фотографии можно оценить всю мягкость «линии Ниццоли», почувствовать всю тонкость соотношения прямых, формирующих «Текне-3». Дизайнеры фирмы создали изысканный паноптикум конторских машин, которые хорошо выглядят с людьми, но без людей, пожалуй, еще лучше». Пожалуй, именно поэтому продуктам Olivetti было суждено войти в историю дизайна и повлиять на тенденции его развития.