Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Загадки" транспорта "Санта Фе" Почему есть сомнения в официальной версии?

Итак, вроде бы причина гибели немецкого транспорта у берегов Евпатории сомнений вызывать не должна. И наши немцы написали, что транспорт торпедирован. (Наши уточнили, что торпедировала его ПЛ Д-4). А почему кто-то сомневается? (я не о себе). С моей "технарской" точки зрения сомнения закрадываются только из-за глубины. 20 метров, ровное дно. Для "Декабристов" мелковато (хоть и на меньших глубинах они ползали). Есть еще один нюанс. 10 июля 1943 года в 21.22 ч из Поти вышла в свой 23-й с начала войны поход подводная лодка Л4 В 16.35-17.12ч 18 июля 1943 года Л-4 выставила минное заграждение 1/35 в 2-3,5 милях южнее м. Евпаторийский между точками с координатами N45°07,5’/E33°18,4′ в.д. и N45°05,3’/E33°15,8′ в.д. Все 20 мин ПЛТ были выставлены пятью банками на постоянном курсе, расстояние между банками было 5 каб., минный интервал — 55 м., углубление — 2,4 м. Не так много, но, согласитесь ползать в районе собственного минного заграждения... небезопасно (мягко говоря). Вроде бы как 28 — 2

Итак, вроде бы причина гибели немецкого транспорта у берегов Евпатории сомнений вызывать не должна. И наши немцы написали, что транспорт торпедирован. (Наши уточнили, что торпедировала его ПЛ Д-4).

А почему кто-то сомневается? (я не о себе). С моей "технарской" точки зрения сомнения закрадываются только из-за глубины. 20 метров, ровное дно. Для "Декабристов" мелковато (хоть и на меньших глубинах они ползали). Есть еще один нюанс. 10 июля 1943 года в 21.22 ч из Поти вышла в свой 23-й с начала войны поход подводная лодка Л4

Санта Фе
Санта Фе

В 16.35-17.12ч 18 июля 1943 года Л-4 выставила минное заграждение 1/35 в 2-3,5 милях южнее м. Евпаторийский между точками с координатами N45°07,5’/E33°18,4′ в.д. и N45°05,3’/E33°15,8′ в.д. Все 20 мин ПЛТ были выставлены пятью банками на постоянном курсе, расстояние между банками было 5 каб., минный интервал — 55 м., углубление — 2,4 м. Не так много, но, согласитесь ползать в районе собственного минного заграждения... небезопасно (мягко говоря). Вроде бы как 28 — 29 июля 1943 года в районе этого заграждения на мине подорвалась германская баржа «EL.74 (73). Правда, остова ее, на грунте, почему-то нет.

Есть еще один нюанс. Сообщение о двух взрывах "Санта Фе" поступило в 5.50, а, наша торпедная атака, вроде бы как, была в 8.15. Но, это так, просто соображения. В чем проблема? Смотрим наши документы, например, журналы подводной лодки Д-4, и находим ответы! Было бы неплохо, но...

Подводная лодка Д-4, находилась на позиции в районе м. Тарханкут — Евпатория (позиция №94) с утра 14 ноября. Известно, что утром 17 ноября она безуспешно атаковала германский конвой, включавший транспорты «Данубиус» и «КТ 25», а ранним утром следующих суток произвела торпедную атаку конвоя БДБ юго-западнее мыса Тарханкут, причем эта последняя атака противником замечена не была. После чего, Д-4 обнаруживала вражеские корабли в начале суток 18 ноября и утром 22 ноября, но в атаку не выходила. Вечером 30.11 лодка передала донесение, в котором не было никакой информации об атаке 23 ноября. Днем 1 декабря 1943 года командир подводной лодки «Щ-209» видел рубку ПЛ, принадлежащую «Д-4». А, вот после этого, Д-4 на связь не выходила и на базу не вернулась. Все. Нет документов подводной лодки, не сохранились они, погибли с лодкой. И данные о том, то она в 8.15 вышла в атаку и потопила транспорт, выдуманы. Притянули просто "что-то к чему-то".

-3
-4

Человек, который, наверное глубже меня вник в тему А.Скробач пишет: "Первое сообщение о подрыве транспорта, было получено немецким командованием в 05 ч. 50 мин., то есть, буквально через три минуты после события. Это была радиограмма следующего содержания: «Конвой «Санта Фе» торпедирован, судно горит». Отправлена она была с борта немецкого гидросамолета, находившегося над конвоем, и осуществлявшего противолодочное патрулирование прилегающей акватории. Казалось бы, это вполне достоверное свидетельство в пользу победы наших подводников. Действительно, самолет постоянно находился над кораблями, и в его прямую обязанность входило визуальное обнаружение подводных лодок и следов выпущенных ими торпед".

В 06 ч. 35 мин с флагманского корабля конвоя румынского эсминца «Marasti» была передана радиограмма: «Подрыв носом «Санта Фе», судно горит в Qu. 3675». Отметим, что здесь речь идет только о подрыве судна, и ничего не говорится о его возможном торпедировании.

Что касается Кригсмарине, то, они однозначно не утверждают, что это была торпедная атака. Они как раз пишут, что следов торпеды замечено не было. Просто произошло два взрыва. И только один боцманмат, спасенный с транспорта, утверждал, что он, якобы, что-то видел.

И, "официальная версия", казалось бы, подтвержденная документами, разлетается как хрустальная ваза от футбольного мяча. Может она и правильная, но, уже не подтвержденная. Смотрим еще версии?

Внутренний взрыв. Ну, что ... все конечно, возможно, возможна и "адская машина", но данных опять нет.

Так, что плавающая мина? Этой версии придерживаются многие "маститые знатоки" военно-морской истории. Но есть нюанс: взрывов было два. Одиночная плавающая мина два взрыва не даст. "А, может, один взрыв внешний, другой внутренний!" А, вот это уже гадание на кофейной гуще.

Так, может, подрыв на минах заграждения, выставленного ПЛ Д-4? С другой стороны, конвой противника шел в сопровождении трех тральщиков (раумботы, хоть катерные, но все же тральщики) с опущенными тралами.

Не, ну, проще простого: осмотри остатки корабля, определи, от чего он погиб! Все просто! Не все так просто.

В 1975 году в районе южнее Евпаторийского маяка на глубинах около 20 метров, были обнаружены несколько подводных объектов. При дальнейшем осмотре один из них был идентифицирован, как Uj-102, а остальные, как остатки разорванного на части транспорта «Санта Фе», погибшего 23 ноября 1943 года. Транспорт разорван на несколько частей. Почему? Об этом чуть позже...