Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Можно ли работать священнику?

Как у них?

В Германии, Австрии, Хорватии, скандинавских странах, Исландии и Италии действует так называемый церковный налог из дохода налогоплательщика. Его размер – от 0,004% в Хорватии до 2% в Финляндии. Эти деньги идут на финансирование расходов общины. В Греции государство платит зарплату священнику.

Традиция, когда священники «питаются от благовествования» (ср. 1 Кор. 9. 14), актуальна не для всех стран. Так, работающий на светской работе священник в Европе или Америке – не новость. Общинам, которые находятся в католической или протестантской среде, приходится выживать, и зачастую почти все деньги уходят на аренду церковного здания и оплату за проезд священника. Многие общины начинают организовывать свой бизнес.

Как у нас?

Деревня умирает вместе с ее жителями. Пожертвования за отпевание – к сожалению, один из основных источников содержания деревенских церквей. Но, по понятным причинам, так не может продолжаться вечно. Некоторые считают, что пройдет еще десяток лет и, возможно, многие деревенские приходы станут приписными к городским и лягут на их обеспечение.

А как в городском храме? Здесь ситуация не лучше, ведь он живет в основном за счет «захожан» – пожертвований за церковные товары и требы от людей, которые не являются постоянными членами общины. Помощь от юридических лиц при этом составляет меньше 10% пожертвований.

Главный вопрос заключается в том, что Церковь, с одной стороны, не хочет быть полностью на финансировании у третьих лиц, а с другой – общинный бизнес на приходах у нас тоже не развит. Пока единственный выход – жить за счет пожертвований захожан, в том числе и священникам.

А что думают об этом сами священники? Считают ли они возможным, например, пойти на светскую работу, если зарплаты от общины им не хватает?

Проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством», разработанный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви объясняет: «Каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение этого рода занятий с духовным служением клирика в ущерб последнему. Исходя из этого возможно, в частности, сделать вывод, что клирик может владеть на правах собственности тем или иным видом непредосудительного бизнеса, непосредственно не участвуя в управлении им — например, передав дело иному светскому лицу в доверительное управление, либо передав имущество в аренду».

-2

Отец Павел Сергеев, Гродно (Республика Беларусь):

– Давайте посмотрим на опыт Русской Православной Церкви в США или Польской Православной Церкви. Их общины испытывают большие финансовые затруднения. В таких условиях людям приходится не только кооперироваться, но и строить совместный бизнес, который будет поддерживать общину. Я знаю, что американские приходы совместно пекут пирожки и продают их на ярмарках и в булочных. Некоторые члены общины регистрируют свой бизнес и включают в его состав других членов своего прихода. И, например, дают обещание, что определенный процент с этой суммы будут отдавать на свою общину. С одной стороны, это, наверное, влияние протестантизма, с другой – про десятину написано еще в Ветхом Завете.

И в Новом Завете рассказывается, как устраивалась первоапостольская община: люди объединяли свои доходы и делили все поровну. И каждый определял для себя, сколько он будет приносить в общину – без всяких свечей и треб.

Апостолы всегда работали и сами часто вкладывали деньги в общину, как это делал апостол Павел. Он кооперировался с другими христианами, брал в аренду мастерские и там делал палатки из кожи. Он занимался этим делом в каждом городе, в который приходил, чтобы не зависеть от пожертвований.

Так что бизнес общины – это здорово, но только если целью не стоит увеличение зарплаты священнику или конкретным членам общины. Если мы устраиваем такой бизнес и деньги от него, которые контролирует вся община, идут на строительство воскресной школы, организацию курсов, покупку необходимого в храм – это здорово. Ведь это дополнительный доход и трудоустройство членов общины. То есть главное – деньги должны контролироваться общиной, и она сама принимает решение, куда их тратить. Такой бизнес в Церкви оправдан.

Должен ли священник работать вне Церкви? Мне кажется, если у него есть светская работа и свое дело, он финансово не заинтересован «вытаскивать» деньги из общины. Если он будет крепко стоять на ногах, это оздоровит общину и всех. Ведь сейчас как? Общине приходится брать всех подряд – верующих и неверующих – и крестить, венчать, отпевать. Условия входа в общину минимальны. А если бы главным критерием была вера, у нас многие отсеялись бы. Осталось бы три-четыре крещения в год, зато каждый из этих людей оставался бы в общине. И было бы лишь несколько отпеваний в год, потому что мы отпевали бы членов общины.

Сегодня приходской священник больше половины своего времени загружен требами. Основную нагрузку Церкви дают те люди, которые ее членами не являются. Поэтому у нас не хватает сил, чтобы заниматься со своими прихожанами. Священник точно так же мог бы работать на светской работе и, возможно, приносить еще большую пользу. Представьте, что он трудится в цеху «Азота», где рядом с ним тысяча человек. Люди видят, что он доступен, что он такой же, как они, и будут обращаться к нему за советом и помощью. Это ведь тоже проповедь.

Отец Владимир Асадчий, Гродно (Республика Беларусь):

Работать священнику где-то, кроме Церкви, или нет? О том, чтобы священник не думал, как ему прокормить семью, и мог спокойно заниматься общиной, должна позаботиться сама община. Тогда это будут правильные взаимоотношения. Хотя я знаю некоторых священников в нашей епархии, которые вынуждены работать на светской работе – приход не может их содержать.

Это можно понять, но в целом, я считаю, что если священник работает вне Церкви, то озабоченность поиском средств к существованию выходит на первый план, а священнические обязанности отодвигаются на второй.

Еще я хочу сказать, что каждый приход является юридическим лицом и по законодательству имеет право открывать своё дело. Но я считаю, что не нужно прикрываться Церковью, если ты занимаешься бизнесом. Например, ты открыл столовую и кормишь людей. Или ремонтируешь автомобили в мастерской. Регистрируй их как бизнес, а не церковное предприятие, и плати налоги.

Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ

В основе материала –
публикация сайта Гродненской епархии