Найти в Дзене
ЧЕРНИЛЬНИЦА

Как заставить ребенка читать: а надо ли?

Оглавление

Представьте себе, что ваш ребенок будет читать по своей воле, без угроз и шантажа... Кажется, это невыполнимая мечта современных родителей!

Известный критик, Галина Юзефович, пишет: «Приучать ребенка к чтению сегодня — это как разводить костры под дождем и сильным ветром». И здесь невозможно не согласиться. Приучать к чтению сегодня равно заставить ребенка читать, а все принудительное, особенно в отношении подростков, имеет противоположный эффект и часто даже агрессивный. Есть ли способ все изменить? И так ли надо заставлять читать?

Гаджетозависимость - проблема современного ребенка
Гаджетозависимость - проблема современного ребенка

Дети сегодня совсем не желают читать, а чтение слишком важно для их общего развития. И это не только новые дополнительные знания, словарный запас и грамотность. Ребенок начинает думать, развивает мышление и воображение. Он сам представляет то, о чем читает, а не потребляет готовое, как во время просмотра мультфильма. Ребенок учится точно формировать мысли и строить предложения. К тому же путем чтения книг осуществляется нравственное и культурное воспитание.

Проблемы детского чтения

Сегодняшние дети совсем другие. Нельзя сравнивать то, как читали их родители с тем, что имеем сейчас, потому что дети живут в другом мире. Мир сегодня другой. Поколение назад не было столько видов развлечений для досуга. За исключением игр на улице, имелись только настольные игры, книги и фильмы, и то, если попадутся в программе. Не было телефонов, приставок, Интернета и других девайсов. Чего только стоят сегодняшние догонялки за покемонами! То есть, когда непогода, а фильма нет, книга — была единственной забавой, вне конкуренции. Поэтому дети прошлого и читали, даже если и не очень это любили. Книга была окном в другой мир, источником информации. Теперь же у нее масса конкурентов и гораздо более интересных. Поэтому нельзя ругать детей будто они какие-то неправильные.

Особая боль: дети не любят классику. Конечно, под «классикой», имеется в виду не Толстой и Достоевский, а мировая детская литература, признанная несколькими поколениями. С каждым днем Золотой век литературы отдаляется в геометрической прогрессии. Старая добрая классика стала неинтересна и непонятна по содержанию современному ребенку. Если малышам еще можно попытаться объяснить, то подростки вздыхают: «прошлый век динозавров». В этой ситуации никто не виноват, это и есть прогресс. Кроме того, сам язык классической детской литературы становится непонятным и сложным, да и в конце концов ненужным сегодня. Вот и получается «мама, я пока вспоминал, что такое светлица, напрочь забыл, кто такой Гвидон».

Ребенок с рождения видит всякие «младенческие девайсы» и мультики, а именно звуки и яркую картинку, которая постоянно и быстро движется, привлекает, развлекает. Поэтому даже малыши сегодня не интересуются книгами. О какой тогда конкуренции вообще идет речь? Ребенок просто не знает, что книга может быть интересной.

Как привлечь ребенка к чтению

Но читать как-то надо и каких только хитростей не придумывают родители. Однако, к сожалению, не в каждой семье с раннего возраста ребенку читают, тем более, объясняют прочитанное, чтобы таким образом привлечь его к книге. В любом случае точно понятно одно: увлечь ребенка можно только путем интереса, а не принуждения.

Вспомните, как мы, сегодняшние родители, читали пьесы. Вроде бы и захватывает, а уже теряешь нить, кто да что сказал. Один из издателей придумал подать пьесы в виде современной переписки в мессенджере с аватарками героев. Согласитесь, сам бы такое перечитал снова?!

Издатели детской литературы в нашем издательстве взяли на себя ответственность за самый сложный детский возраст — подростков. Они создали полноценные сборники детских рассказов вкупе с раскраской-антистресс к каждому из них. Даже обложку сборника можно разрисовать и книга у каждого ребенка получается своя собственная, уникальная. Здесь идет привлечение путем творчества. Да, не все дети любят читать, но очень многие любят рисовать, поэтому и интересуются «а кого же я раскрашиваю, что там за события такие».

Подтверждали эту свою гипотезу издатели чисто экспериментальным путем в течение четырех лет. Именно столько времени они тесно общаются с подростками и их родителями, чтобы в совершенстве изучить потребности современного ребенка, и хорошо понимать, чем те живут. Издатели считают, что современные дети придут в серьезную классику, обязательно, но сначала их надо подготовить к этой встрече. Рассказы из сборников написаны современными авторами, современным языком, о современных детях, о современных проблемах подростков, их интересах и жизни. Здесь есть и сказки, и фантастика, и детективы, и приключения, и все они соответствуют современному миру ребенка. Истории привлекают и обучают ценностям, вызывают желание поделиться с родителями, укрепляют их связь с ребенком. Именно поэтому сборники-раскраски стали так популярны.

Как заставить ребенка полюбить читать

Да, единого рецепта, как привлечь ребенка к чтению, не существует. В каждом конкретном случае он свой. Но наши издатели пошли еще дальше: предложили детям участие в фокус-группе, в качестве критиков и бета-ридеров, и даже сделать детальный обзор книг, как самым настоящим букблогерам. За время действия проекта не только расширились границы фокус-группы до международного формата, но и в десятки раз возросло количество участников. Дети читают целыми классами и даже параллелями, а значит интерес вызван.

Старые добрые книги ни в коем случае не плохи, но структура их устарела. Быстрый ритм жизни современного ребенка стремится к действиям, скорости и результату. То есть, сразу с самого начала нужны приключения, чтобы завладеть вниманием. Сегодня долгие подробные описания чего-либо уже лишние, потому что ребенок на расстоянии пары кликов от любого места планеты. Он не будет это читать. Его нужно увлекать и авторы серии сборников издательства именно над этим и работают. А откуда у них информация? От самих детей. Поэтому они сразу знают, что будет интересно ребенку с точки зрения самого ребенка. Дело в том, что ни один рассказ не попадет в сборник, если его не отберут дети из фокус-группы. Авторам же от детей приходят обоснованные ответы, что и где было не так, что понравилось, а что нет и почему.

С такими сборниками ребенок может:

- раскрасить мир героев по своему желанию;

- облюбовать какой-то определенный жанр литературного произведения;

- узнавать хорошее, мудрое, вечное через реальные современные ситуации, случающиеся с современными подростками;

- сделать обзор любимого сборника, или рассказа и рассказать своим друзьям на уроке или в соцсетях, как настоящий блогер;

- приобщиться к международной детской фокус-группе и поработать литературным критиком и бета-ридером — сделать свой вклад в современную детскую литературу и, главное, помочь создать детскую книгу.

Сейчас в издательстве "ВВЕРХ книжные проекты" уже существует шесть сборников-раскрасок: «Давай дружить!», «24 секретика», «24:0 в пользу приключений», «Трамплин в человечность», «Сборник счастливых историй», «Взрывная». К выходу готовятся интерактивный тематический сборник на патриотическую тему и очередной сборник основной серии. Кстати, название второй книги помогли придумать дети, а еще в нее добавили комикс, что тоже вызывает интерес к полным рассказам. Возрастные категории книг 7-10 лет, 7-14 лет, 11-14 лет.

Наши издатели получили отзывы психологов, литераторов и педагогов и все были в восторге от найденного ими подхода. Самое интересное, что его начинают изучать студенты маркетинговых специальностей, а инновацию с детской фокус-группой переняло традиционное издательство старого образца. Вполне возможно, что у этих сборников есть все, чтобы стать классикой для наших будущих поколений.