Иконы являются не только атрибутом веры, но и признаются произведениями искусства, поэтому самые ценные из них обретают своё место в художественных музеях. Их собирают, демонстрируют в различных выставочных пространствах, а репродукции с их изображениями занимают важное место на страницах искусствоведческих изданий.
Иконы пришли к нам из средневековой культуры. Тогда они заменяли написанное слово и рассказывали религиозные сюжеты неграмотным верующим. Иконопись имеет свой особый язык, который сегодня для большинства людей оказывается непонятным. Поэтому многие зачастую считают этот вид искусства скучным.
На самом же деле, если вы научитесь понимать, что на иконах изображено, и почему это написано именно так, вы начнёте читать иконы, как книгу и, возможно, найдете в этом удовольствие. Слово «икона» переводится с греческого языка как «образ».
В Древнюю Русь такой вид живописи пришёл из Византии, вместе с принятием христианства православного образца. Там были выработаны строгие каноны, которые ограничивали круг того, что может быть изображено на такой картине. Регламентировали способы и приёмы живописи, место расположения образов в пространстве храма, а также включили определённую символику, понятную только верующим.
Все эти правила получили название иконография. В узком смысле, иконой называются произведения станковой живописи восточно-христианской традиции, выполненные на твёрдой основе. А в более широком понимании – это все произведения религиозного содержания, написанные согласно иконографическому канону.
В сознании верующих, живописное изображение являлось не картиной для любования, а «образом» потустороннего мира. Оно несло в себе его благодать, было священным предметом, объектом религиозного поклонения, наделённым сверхъестественной, сакральной силой своего небесного образца.
Способы изображения персонажей были строго регламентированы. У них были идеально-правильные черты: высокое ясное чело, обрамлённое локонами волос, небольшой рот, узкий прямой, или чуть с горбинкой нос, и огромные, широко распахнутые глаза.
Это «лики» - почти лишённые индивидуальности, отмеченные печатью святости мира, который они представляют. Чаще всего эти лики суровы или бесстрастны, и лишь иногда мы видим в них настоящее человеческое чувство - затаённую грусть и страдание, как на шедевре иконописи – «Богоматерь Владимирская».
Художники старались избегать в изображениях телесности и объёма, поскольку мир, на церковных картинах, был нематериальным. Пространство, люди и предметы на картинах теряли свойства трёхмерности, изображались плоскостно, что подчёркивало их бесплотность и духовность.
Иконописец использовал, так называемую, обратную перспективу. Изображённые, на картине, предметы, показывались таким образом, что их дальняя сторона, казалась более длинной и широкой, чем передняя, так, как будто предмет «опрокинут» на зрителя из глубины пространства.
Перспектива строится именно с точки зрения творца, то есть изнутри изображения. В представлении христиан, мир горний – это мир Света, следовательно, в нём нет, и не может быть темноты, поэтому здания, вещи и люди, в христианской живописи, не отбрасывают тени.
Фон, в таких изображениях, как правило, однотонный, чаще всего золотой – цвет солнца и божественного сияния. Так как в божественном мире нет прошлого, настоящего и будущего – всё происходит именно сейчас и всегда.
Культовая живопись часто использует приём разномасштабности фигур. То есть, в одном пространстве картины персонажи могут быть разных размеров, в зависимости от их значимости и положения в христианской духовной иерархии. Позы героев картин статичные, сюжеты лишены драматизма, экспрессии и динамики.
В канонической византийской живописи практически отсутствует пейзаж, поскольку земная природа не может быть похожей на ту, что находится в мире небесном. Пейзаж заменяется предметами–символами. Это горки, башни, одно или несколько деревьев, иногда присутствует вода.
Все эти детали пейзажа должны были рассматриваться верующими как знаки, несущие в себе более глубокий смысл, чем просто изображения природы. Например, Гора обозначает духовное восхождение святого, изображённого на иконе, его приближение к Богу, совершаемый им духовный подвиг. А вот Дерево – символ земной богоугодной жизни, прохождения жизненных циклов, а также возрождения, перерождения и победы жизни над смертью.
Может использоваться как напоминание о кресте – орудии смерти Христа. Если на иконописном изображении вы видите дерево или горку, то это может значить, что действие происходит на природе. Нарисованные башенки, говорят о том, что дело было в городе, но и не только это. Башня – это ещё и символический дом Господень, небесный Иерусалим.
Если между строениями натянута ткань – велум, то мы должны понимать, что на иконе изображено внутреннее пространство дома, его интерьер. Конечно же, живопись не передает всю красоту Небесного Царства, да и смотрящий, на картину, человек не может осознать того, что византийские философы называли «непостигаемым» и «неизречённым».
Поэтому художники очень широко использовали общепринятую христианскую символику. Она помогала верующим «прочитать» заложенный в картине более глубокий смысл. Так узнаваемые всеми образы, для христиан становились своеобразной ширмой, скрывающей истинный смысл изображения, то есть становились символами.
Например, виноградная лоза, птица феникс, ягнёнок или рыба, рассматривались как символы Христа. Юноша, пасущий стадо овец, также уподоблялся Иисусу, заботящемуся о своей пастве. Став признанной религией, и выйдя из катакомб, христианство сохранило свою иносказательность, выражаемую через символы.
«Троица ветхозаветная» - классический сюжет иконописи. Человек не умеющий читать символы, вряд ли увидит здесь больше, чем изображение трёх ангелов за столом. Но ведь это не просто ангелы. Их число говорит нам от том, что они являются воплощение христианского Бога – единого в трёх лицах.
Их лики похожи настолько, что обыкновенный зритель вряд ли поймёт, какой из ангелов представляет ту или иную ипостась божества – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого духа. Средневековые художники нам дают подсказки в виде цветов одежд и предметов, находящихся вокруг.
Ангел, сидящий слева от стола, изображён с благословляющим жестом, обычно на нём ярко-красные, пурпурные или золотые одеяния. Ведь Красный цвет - символ царственной власти, а золотой – символ божественности.
Если на иконе ангелы не различимы ни жестами, ни одеждой, то стоит посмотреть на предметы, изображённые рядом. Позади этого ангела мы увидим архитектуру - башни, то есть - дом Божий. Всё это вместе позволяет нам предположить, что сидящий слева у стола – это сам Бог Саваоф.
Теперь обратим внимание на ангела в центре. Скорее всего, он будет одет в красное платье и синий плащ – цвета жертвенной крови, царского достоинства и принадлежности небесным сферам. На столе перед ним будет чаша с вином, хлебом или рыбой, иногда рядом может быть изображён нож – намёк на орудия страстей. Кисть руки сложена в двуперстие – знак божественной природы Христа – бога и человека. А позади мы увидим крону дерева. Эти знаки указывают, что перед нами Спаситель – Иисус Христос.
Ангел, изображённый справа от стола - воплощение Святого Духа. Об этом говорят цвета одежд, часто зелёные или синие, и жест, благословляющий предметы-символы на столе, а более низкий наклон головы – знак христианского смирения. Ну и, конечно, горка, изображённая за спиной – символ духовного подвига, возрождения, восхождения и приближения к Богу.
Так, в христианском искусстве постепенно утвердилось новое понимание роли художественного произведения, которому придавалось невероятно важное сакральное значение. Впоследствии черты иконографического канона ушли далеко от своего прототипа. Ими насыщено всё европейское искусство от средних веков и до наших дней.
Однако, роль иконографии и понимания знаков – это уже давно за пределами искусства. Вы помните, что «иконками» мы называем элементы графического интерфейса наших гаджетов? Византийская цивилизация явилась своеобразным культурным донором и образцом для многих стран. А канон восточно-христианской живописной традиции, стал благодатной почвой для развития искусства.