Рассказ про Эфесские древнеримские латрины, отхожие места, и как в античности использовали отходы жизнедеятельности.
Построенный 20 веков назад в Эфесе туалет (latrines) - первый общественный и первый платный в истории! - находится аккурат рядом с борделем и библиотекой Цельса.
Туалет рассчитан на 48 мест. Туда допускались только мужчины.
Длинные мраморные скамьи с отверстиями - без каких-либо перегородок и ширм! - были размещены в просторном помпезно украшенном помещении под деревянным навесом.
В нишах стояли статуи и вазы с цветами, стены были украшены росписями и лепниной, а посредине бил фонтан.
В общем, почти как спа, только дела там делали грязные и амбре в воздухе висел...специфический.
Общественным туалетом пользовались в основном обеспеченные граждане, поскольку вход был платным. Богатые патриции имели на своих виллах приватный туалет.
Отхожее отверстие часто располагалось на кухне, рядом с местом готовки! Запахи готовки и туалета смешивались и, в каком-то смысле, несколько нейтрализовали друг друга.
Несмотря на персональный туалетный трон, богачи, оказавшись вдали от дома, с удовольствием захаживали в публичный сортир. Иногда даже просто так, посидеть-поговорить, без особых потребностей.
В холодное время богачи отправляли вперёд себя в туалет рабов, чтобы те нагрели для них мраморное сиденье.
Судя по всему, это было одной из причин, почему жизнь рабов была недолгой. Но зато те могли почувствовать себя на время важными особами. Согревание толчка было, своего рода, честью для простолюдинов. Такое вот счастье!
Древнеримские латрины были больше, чем отхожие места. Они были чем-то вроде "курилок"!
Справляя все виды нужды, патриции активно общались: обсуждали политику, женщин, социум, непринужденно болтали, шутили, шептались.
Туалет был источником новостей, местом общения, отдыха и наслаждения. Он был мастерски спроектирован таким образом, что все отходы жизнедеятельности уносились вместе с потоком воды в канале, на глубине 2-4 метров под мраморными сиденьями.
Бесперебойную подачу воды в город обеспечивали акведуки: с водой в Римской империи проблем никогда не было. И с брезгливостью тоже не было проблем.
Туалетную бумагу заменяли губки (обычные, морские) на палках, т.н. tersorium.
Губки были тоже общественные, стояли на входе в ведре с уксусом или солёной водой и служили для некой дезинфекции.
Внизу в полу у ног в желобе текла проточная вода, куда макали губки и с их помощью обеспечивали чистоту своего тела.
Можно предположить, что у многих после уксуса было раздражение.
После подтирания терсории мыли в воде из желоба и возвращали в общее ведро на входе. Удивительно, что такой уровень гигиены не выкосил напрочь римскую цивилизацию.
Зато уровень тогдашних технологий, весьма изощренных, может напрочь выкосить спесь любого современного инженера, поселив на её месте белую зависть и уважение.
Когда спешишь по делам, то не всегда есть время на заседания и болтовню. Поэтому в оживлённых местах, рядом с площадями, на углах улиц и рядом с торговыми лавками ставили т.н."туалетные амфоры" для малой нужды. Шёл, присел, дальше пошёл.
Вот вы, возможно, изобразили сейчас на лице мину отвращения, а зря! В том смысле, что рановато.
В Римской империи практиковали безотходный принцип жизни. В дело шли все отходы жизнедеятельности.
Сборщики мочи собирали содержимое амфор и продавали её...прачечным и кожевникам. С помощью мочи стирали и отбеливали одежду! В прачечной (фуллоника) работники замачивали тоги и туники в наполненных мочой больших тазах, топтали всё ногами и так отстирывали.
После полоскали в соединенных между собой ваннах с проточной водой:
После чего - вуаля! - одежда была снова белоснежная.
Работать в прачечной было непросто, поэтому их тяжёлый труд увековечивали в барельефах.
Такой же белоснежной, как выстиранная одежда, улыбки добивались тоже с помощью настоявшейся мочи.
С кожевниками было ещё веселее: они сперва замачивали кожу в концентрированной моче на несколько часов для лёгкого удаления волосков, а потом еще несколько часов держали...в кале.
После выдержки в экскрементах кожа была эластичной и мягкой.