Найти тему

Производство тракторов ЧЕТРА растет, к запуску в серию готовятся экскаваторы и шахтные машины

В конце октября я наконец-таки посетил чебоксарский завод "Промтрактор", собирался съездить еще с лета этого года, но по разным причинам визит откладывался. В предыдущий раз я здесь был в 2018 году, когда сменился собственник и предприятие только начало оживать после пережитых нескольких кризисных лет. За прошедшие с предыдущей поездки 4 года много чего изменилось: в 3 раза выросли объемы производства, созданы новые модели промышленных тракторов ЧЕТРА, реализуется бизнес-план по выпуску импортозамещающей техники. В общем, назрела необходимость снова побывать у чебоксарских тракторостроителей, что я с удовольствием сделал.

Как и почему растет производство?

Начну со статистики, цифры говорят сами за себя. С 2016 года по 2021-й "Промтрактор" нарастил годовой выпуск с 43 до 358 гусеничных бульдозеров. В I полугодии 2022 года завод изготовил 252 бульдозера, что на 50% больше чем за аналогичный период предыдущего года. Рыночная доля ЧЕТРА в сегменте отечественных бульдозеров выросла с прошлогодних 41% до 56% в январе-июне 2022-го, а с учетом иностранной техники – до 18% (с 11% в 2021 году).

По трубоукладчикам тоже существенный рост. За последние 10 лет объемы выпуска, на фоне низкого рынка, были небольшими – от нескольких единиц до полусотни в год. Наиболее успешным стал 2021 год, когда было изготовлено 114 машин. Результат I полугодия 2022 года – 24 трубоукладчика. Как отмечают на предприятии, такого высокого результата в минувшем году удалось достичь благодаря крупному контракту с "Газпромом", обновляющим парк техники. Внушительный объем поставок позволил занять трубоукладчикам ЧЕТРА в прошлом году 83% рынка среди отечественных производителей.

В целом в 2022 году темп сборки тракторов ЧЕТРА продолжает нарастать: в начале года было 1,6 ед. сутки, сейчас вышли на темп более 2,5 ед. В сентябре собрали 61 трактор. План октября – 67. До конца года должны выйти на 75-80 штук в месяц. Перспективная цель – до 100 тракторов в месяц. Если прежде осуществлялась стапельная сборка, то теперь запущен конвейер. Что интересно по сравнению с 2018 годом, когда выпускали по 20 тракторов в месяц, а сейчас – более 60-и, численность сотрудников осталась почти такой же. Однако нехватка кадров (увы, это проблема всероссийского масштаба) ограничивает выход на плановые объемы.

На рост объемов выпуска повлияло несколько факторов. Постоянная работа над качеством выпускаемой продукции, совершенствованием сервисного сопровождения закономерно увеличили спрос на технику ЧЕТРА. Еще одним драйвером роста стал уход с российского рынка основных конкурентов из недружественных стран (при этом китайцы нарастили поставки). Кроме того, и на заводе "Промтрактор" проводится комплекс мер, направленных на повышение производительности труда: оптимизирована внутризаводская логистика, сокращены лишние перемещения и потери времени, в работу введены десятки ранее простаивавших обрабатывающих центров.

Корпуса и детали трансмиссий, подготовленные для обработки
Корпуса и детали трансмиссий, подготовленные для обработки

На 2023 год по оптимистичному сценарию намечен рост 20-30%, однако все будет зависеть от внешних факторов, в том числе от состояния добывающих отраслей, куда в основном поставляется техника.

Что с компонентами: импортозамещаем, не импортозамещаем?

Основные компоненты – почти все металлоконструкции, а также трансмиссии – "Промтрактор" изготавливает самостоятельно. Практически всю номенклатуру литья обеспечивает предприятие-партнер – чебоксарский завод "Промлит" (бывший литейный цех тракторного завода). Ходовую систему изготавливает Чебоксарский агрегатный завод. Все предприятия входят в состав единого Концерна. По внешним комплектующим проблем нет, ведь изначально система снабжения давно была выстроена так, чтобы на каждый компонент было по два-три поставщика.

"Недружественные" двигатели Cummins по большей части заменили на новые модели ярославского "Автодизеля" – ЯМЗ-536 и ЯМЗ-851, ну и применявшиеся ранее проверенные ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-850. Кроме того, для младших моделей ЧЕТРА Т9 и ЧЕТРА Т11 по-прежнему поставляются 6-цилиндровые рядные дизели, выпускаемые в Набережных Челнах. Также на ЧЕТРА Т9 начали устанавливать китайские 6-цилиндровые рядные дизельные двигатели Weichai. Импортную гидравлику заменили на российскую и белорусскую, а электронику – на российскую и азиатскую.

Тракторы, экскаваторы и шахтные машины

Для справки: "Промтрактор" производит линейку бульдозеров ЧЕТРА семи базовых моделей тягового класса 9, 11, 15, 20, 25, 35 и 40 эксплуатационной массой от 16 до 65 т. Кроме того, в программе предприятия представлено пять моделей трубоукладчиков грузоподъемностью от 12 до 107 т. Однако в скором времени останется только четыре модели. Вместо двух близких по характеристикам машин ТГ503 и ТГ511, грузоподъемностью 50 и 51 т соответственно, будет более современная версия ТГ511, а ТГ503 снимут с производства. Помимо гусеничных машин выпускаются карьерные колесные погрузчики и бульдозеры. Но это не массовый продукт, такая техника изготовляется единично по заказам горнодобывающих компаний.

Как обстоят дела по новинкам тракторной техники?

В настоящее время проходят эксплуатационные испытания на добывающих предприятиях новые модели бульдозеров ЧЕТРА Т30 массой 52 т и ЧЕТРА Т45 массой 72 т. Трактору Т30 предстоит сменить прежнюю модель Т25, а Т45 заменит Т40. Изначально машины снабжались импортной комплектацией, но уже в 2023 году выйдут на испытания импортозамещенные модификации Т30 и Т45 на отечественных комплектующих и комплектующих из "дружественных стран".

Помимо традиционно выпускаемых классов бульдозерной техники "ЧЕТРА" не оставляет намерений занять нишу легких и сверхтяжелых машин. В частности, рассматривается возможность выпуска 10-тонного бульдозера Т6, а также 100-тонного бульдозера Т50. В условиях сокращения поставок аналогов из недружественных стран такой шаг в настоящее время был бы крайне актуален.

Перспективный легкий бульдозер Т6
Перспективный легкий бульдозер Т6

Возрождается тема экскаваторов ЧЕТРА (напомню, что в первой половине 2010-х годов их выпускали в небольшом количестве). Российский рынок машин данного типа имеет большую емкость (до 10 тыс. единиц в год), а основные игроки из недружественных стран ушли из нашей страны. По этой причине производство экскаваторной техники становится критически важным. Рассматривается два варианта налаживания собственного производства – привлечение технологического партнера либо переработка имеющейся конструкторской документации на свои экскаваторы с учетом применения компонентов из дружественных стран. Как отмечают в компании "ЧЕТРА", предпочтение, скорее всего, будет отдано варианту с зарубежным партнером, поскольку это позволит гораздо быстрее освоить выпуск необходимой техники.

Какими будут новые экскаваторы ЧЕТРА? Уже вскоре узнаем
Какими будут новые экскаваторы ЧЕТРА? Уже вскоре узнаем

Вторая актуальная тема – горно-шахтная техника (погрузчики, самосвалы, буровое оборудование и различные вспомогательные машины). Этот рынок не столь велик, как рынок экскаваторов, но на нем в основном присутствовала западная техника, которая теперь стала недоступной. Для запуска собственного производства чебоксарский производитель намерен привлечь технологического партнера из одной из дружественных стран.

Экскаваторы планируется представить в I квартале 2023 года. Следом должны появиться первые образцы горно-шахтной техники ЧЕТРА, ориентировочно в I полугодии 2023 года.

Перед предприятием стоит задача по локализации новых продуктов, чтобы они соответствовали постановлению правительства РФ № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Отмечу, что выпуск новых локализованных продуктов марки ЧЕТРА возможен не только на "Промтракторе", но и на других производственных площадках Концерна "Тракторные заводы", например, в Саранске на бывшем заводе САРЭКС (сейчас это подразделение "Промтрактора").

Так что, в следующем году нас ожидает немало интересных новостей бренда ЧЕТРА, о чем канал "Строительная техника и транспорт" будет информировать своих читателей.

  • Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
  • У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
  • Также есть одноименный канал в ВК.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц