Неожиданно Иран подписал с Россией договор на поставку 40 газовых турбин. В данном случае речь идет не о газопроводных турбинах в России, а о тепловых электростанциях. Газовые турбины не коммунальные услуги. Установка такого количества турбин — дело века. Но нужно ли России столько иранских турбин?
Директор Корпорации развития газовой промышленности и технологий (IGEDC) Реза Ношад рассказал о соглашении о поставке 40 газовых турбин с Россией. Иран и Россия подписали экспортное соглашение на поставку в Россию 40 турбин иранского производства. По его словам, 85% материалов, необходимых для газовых установок, производится в стране.
Иранская сторона не уточнила, какие именно турбины были законтрактованы. Никаких заявлений с российской стороны сделано не было.
Недавно на газокомпрессорной станции Nord Stream 1 в России была построена турбина Siemens. Эти турбины должны были отремонтировать на канадском заводе, но «Газпром» не смог этого сделать из-за эмбарго. Это потребовало закрытия Nord Stream 1.
Но это сообщение может не означать замену немецких турбин иранскими газопроводами. Во-первых, газопровод «Северный поток» уже серьезно поврежден, и цель его ремонта во многом неизвестна. Во-вторых, у России есть собственные турбины, такие как «Турецкий поток» и «Северный поток-2», которые заменяют турбины «Сименс» в нисходящих трубопроводах. В то время у «Северного потока-1» были немецкие турбины. Перечный корпус построили иностранные инвесторы, в том числе немцы. В-третьих, 40 газопроводных турбин – это слишком много.
Газовые турбины могут поступать из Ирана для питания российских теплоэлектростанций, но 40 газовых турбин – это слишком много. У России есть мощности по производству газовых турбин, но попытки построить собственные малые или средние турбины мощностью 100-120 МВт пока не дали результатов. Сборочный завод Siemens в России восполняет этот пробел. Однако по геополитическим причинам немецкая компания ушла с рынка, но не отказалась от своей технологии. При этом российское производство почти неместное и более "актуальное" (инструменты и готовые детали ввозятся в Россию и собираются на российских заводах. Типа Лего). Этот вариант был экономически выгоден в прошлом, потому что турбины часто производились, а не серийно.
"Я не сомневаюсь в этом мнении иранцев. Неизвестно, кто является покупателем с российской стороны. Турбины покупает не деревня, а определенные компании. Около 120". - 150 мегаватт мощности? Это большое число. Ведущие мировые производители, такие как Siemens, Alstom и General Electric, обычно изготавливают турбины по контрактным спецификациям и никогда не производят запасные турбины в больших количествах. При этом Иран может рассматривать только возможность заключения контрактов с российскими компаниями", - сказал он.
Неправда, что России нужны иранские газовые турбины. «Сейчас Россия не торопится существенно наращивать свои производственные мощности. На самом деле прямое ограничение на количество иранских турбин, которые могут попасть в Россию «больше», составляет всего 40 единиц. Это запланировано на 2025 год, и мы ожидаем поставки к 2030 году. «Иранцам можно поставить от 6 до 10 турбин. Вы должны знать, что российский рынок в этом отношении очень мал», — сказал он.
(По иронии судьбы, в отличие от России, Иран имеет возможность строить газовые турбины большой мощности.) Это позволяет им иметь лицензии на строительство турбин.